В нынешнем году «Ночь музеев» в Петербурге состоится 20-21 мая. По словам организаторов, несмотря на ослабление пандемийных ограничений, возвращения к формату «единого билета» не будет.
«Когда мы в этом году задумывались, каким образом строить программу, мы дали музеям возможность выбирать – и большая часть даже не рассматривала вопрос о возвращении к формату единого билета. Для большинства музеев гораздо правильнее и проще с точки зрения работы с экспозицией, когда ты понимаешь, сколько людей к тебе придёт, и когда. Это верно как для небольших площадок, так и, что удивительно, даже для филармонии и музея железных дорог России, а это огромные музеи, которые могут принять любое количество посетителей. Мы, конечно, потеряли ту часть аудитории, которая принимала решение о походе на «Ночь музеев» в последний момент, прямо тут же собирала компанию и шла, куда ноги повели – потому что на последней неделе, в последний день перед проектом остаются только билеты в самые крупные музеи, на последние сеансы. Во все маленькие музеи, на все вечерние сеансы билеты, конечно, будут проданы полностью – уже сейчас мы продали приблизительно 30% билетов, и чем ближе к проекту, тем меньше их останется», – рассказала куратор проекта «Ночь музеев» Наталия Яблонская.
В нынешнем сезоне в проекте будут участвовать 120 петербургских учреждений – культурных и образовательных. Тринадцать из этого числа присоединились к акции впервые.
«Тема этого года для «Ночи музеев» обозначена как «Опыт». Она выбрана не случайно –2023 год в России объявлен годом педагогов и наставничества. Мы предложили музеям поговорить о преемственности, о поколениях, о жизненном и профессиональном опыте… и, конечно, о педагогах и наставниках. Все откликнулись, и представлена обширная программа: например, музей политической истории расскажет о педагогическом опыте Владимира Владимировича Маяковского. Не могу не отметить, что в нынешнем году в «Ночи музеев» принимает участие новое выставочное пространство музея городской скульптуры на Невском, 19 – со своей программой-экскурсией «Монументальная скульптура Санкт-Петербурга». И в рамках этой экскурсии будет говориться об опыте эпохи, о том, как в рамках эпохи современники считывают символы, считывают знаки в монументальной скульптуре – и как последующие поколения могут эти знаки и символы, очевидно, не замечать», – отметил заместитель председателя комитета по культуре Антон Александров.
Среди того, что ныне принято называть «хайлайтами» программы – предложение музея Академии художеств. Заведующая отделом музейных коммуникаций этого учреждения Ирина Алексеева напомнила, что у него есть четыре филиала – это музеи-квартиры и дома-музеи Павла Чистякова, Ильи Репина («Пенаты»), Архипа Куинджи и квартира Исаака Бродского. Первые два находятся в пригородах – в Пушкине и Репино соответственно. Три из четырёх представили взаимосвязанные программы.
«В «Ночи музеев» в этом году примут участие три филиала, и они все объединены как раз этой темой опыта и преемственности – передачи традиций русской художественной школы, которые пошли, нужно говорить, от нашего великого учителя Павла Петровича Чистякова. Та чистяковская система была, в свою очередь, усвоена Репиным, и передана им своим ученикам. А Исаак Израилевич Бродский являлся одним из самых любимых и самых близких учеников Ильи Ефимовича Репина. Бродский в 1934 году возглавил уже советскую Академию художеств, и тем самым получился такой связующий мостик между традициями русской художественной школы конца XIX века и соцреализма. Программы, которые подготовлены в этих трёх филиалах музея, которые примут участие, именно этому и посвящены; объединены магистральной темой «учитель – ученик». В доме-музее Чистякова можно будет ознакомиться с выставкой его учителя, Петра Васильевича Басина. В музее-усадьбе Репина «Пенаты» будет представлена выставка учебных работ Чистякова, а в музее-квартире Исаака Бродского мы покажем работы самого Репина – из фондов «Пенат» – и расскажем о той связи, которая до конца жизни Ильи Репина существовала у него с Исааком Бродским», – пояснила Алексеева.
По её словам, немного в стороне от этой темы стоит программа, которую Академия художеств покажет на «Ночь музеев» в основной экспозиции. Она называется «За кадром» и посвящена тому, как готовятся художественные выставки.
«Откуда же они рождаются, откуда берётся идея, как она формируется, какие этапы работы проходит – и как мы приходим к этому финалу, когда зритель приходит и видит уже готовый результат? Я позволю себе такое лирическое отступление: недавно я водила детей в другой музей – и экскурсовод нас встретил и сказал: «У нас особенный музей – не какой-нибудь там художественный, с картинками». Вот так стало немного досадно, потому что для того, чтобы сделать даже небольшую выставку, вообще-то огромному количеству людей приходится приложить немало усилий! Собственно, это мы и попытаемся донести до наших посетителей», – уточнила Алексеева.
Один из «новичков» программы этого года – государственный музей спорта. Он рассказывает о более чем столетней истории физической культуры и соревнований в стране – и в Петербурге-Ленинграде в частности.
«История отечественного спорта неразрывно связана с Петербургом; собственно, он и зарождался в нашем чудесном городе. У нас в основном зале сделана такая лента – река времени, которая начинает рассказывать об истории спорта, начавшейся более ста лет назад, и до наших дней. Представлено около тысячи экспонатов, которые имеют не только историческую и информационную ценность, но и являются произведениями искусства. Особенно интересно смотреть эволюцию спортивных медалей и кубков. Специально для «Ночи музеев» мы подготовили программу, посвящённую наставникам и тренерам, которые, собственно говоря, и стояли у истоков, и благодаря их труду и появляются спортсмены, которые приносили и приносят славу российскому спорту. Зачастую тренеры находятся в тени – и вот мы своей программой их выводим на первый план. Будет подготовлена выставка, и будем рассказывать о тренерах, начиная с Дюперрона (Георгий Дюперрон, 1877-1934 – основатель футбола и олимпийского движения в России, первый российский футбольный судья, историк и теоретик спорта – ИА «Диалог») и Лесгафта (Пётр Лесгафт, 1837-1909 – российский биолог, врач и автор научной системы физического воспитания – ИА «Диалог»)», – сообщил управляющий директор музея спорта Эдуард Латыпов.
Ещё одна интересная точка – музей «Ораниенбаумской электрической линии» («Оранэлы»), который находится в здании Княжевской электроподстанции – исторического питающего узла той самой линии (проспект Стачек, 91).
«Поднята очень важная тема – передача опыта из поколения в поколение… и, как ни странно, тема трамвайного музея очень хорошо ложится в эту идею «Ночи музеев». Почему? Потому что «Оранэла» – это уникальный транспортный проект для нашего города, который реализовывался (и фактически продолжает реализовываться) на протяжении ста лет. Как раз об этом мы и хотели бы рассказать участникам «Ночи музеев». Наша программа будет построена из двух частей: в первой части, в музее, мы кратко познакомим с историей «Оранэлы», чтобы было понятно, что это за проект, в чём уникальность действующей Стрельнинской трамвайной линии. После этого мы выйдем на свежий воздух и познакомимся с уникальным пространством, которое окружает наш музей – это такой своеобразный трамвайный заповедник, который сейчас находится под охраной государства. Там красивые трамвайные виды, красивый трамвай ходит с утра до вечера, а напротив нашего здания – парк № 7 и памятник блокадному трамваю, хорошо известный жителям нашего города; мы поговорим и о том, почему он там стоит», – отметил основатель музея «Оранэлы» Сергей Баричев.
«Ночь музеев» в этом году будет проходить уже в шестнадцатый раз, и она уже стала таким культурным феноменом нашего города… И у каждого из нас есть свой личный опыт, связанный с «Ночью музеев». Я для себя каждый раз, когда проходит эта акция, вспоминаю, как в один из первых раз, когда проходила «Ночь музеев», я ходил на свидание со своей будущей супругой. Мы стремились посетить все музеи, поэтому у меня особо трепетное отношение к этой акции», – рассказал Александров.
Многие учреждения создали особые события и организовали выставки, которые выходят за временные рамки «Ночи музеев» – возможно, они продлятся недолго, но точно дольше, чем одна ночь. Например, музей искусства Санкт-Петербурга XX и XXI века представит программу, которая будет длиться всего несколько дней: это выставка, которая посвящена трём петербургским живописцам – династии Татарниковых.
«Конечно, «Ночь музеев» – это невероятно романтический праздник, имеющий даже такие фантастические результаты, как создание семей. Потому что самый главный музей в «Ночь музеев» – это Петербург; мне кажется, что все согласятся, если я скажу, что главный музей, в который мы с вами попадаем в «Ночь музеев» – это сам город. Уже почти белые ночи, вокруг – потрясающие виды, прекрасные мосты и каналы; сама атмосфера весеннего города формирует это удивительное ощущение музейной ночи. И, как мне кажется, миссия нашего проекта – дать людям возможность узнавать о «том, где я ещё не был, но куда мне точно надо». Вот это мне кажется самым главным – показать жителям и гостям города эту фантастическую палитру, фантастические возможности музеев Петербурга», – добавила Яблонская.
Продажа билетов стартовала 2 мая. Наталия Яблонская призвала всех потенциальных посетителей ответственно подойти к подготовке и составлению персональной программы. Сделать это можно при помощи «конструктора» на сайте «Ночи музеев»: выбрать билет на 1, 3 или 5 посещений за ночь, а затем указать, в какие места (и в какое время) вы хотите попасть. При этом, указывают организаторы, в некоторые музеи – преимущественно небольшие по вместимости – билетов уже нет.
Отметим, что всю ночь – с 23 до 6 утра – между музеями ночной программы будут курсировать специальные автобусы. Маршрутов будет четыре: три – по центральной части города, а один объединит Васильевский остров и Петроградскую сторону, что стало возможным благодаря мосту Бетанкура. Их точка пересечения – Исаакиевская площадь, как и ранее, однако после того, как будут разведены мосты, маршрут Васильевского острова и Петроградской стороны, естественно, попадать туда не сможет. Кроме того, в отличие от некоторых прошлых сезонов, метро в «Ночь музеев» не будет работать круглосуточно.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»