Site icon ИА «Диалог»

День театра обязывает… Куда отправиться в Петербурге 24-26 марта

Чем дальше в год, тем толще театралы – количество интересных культурных мероприятий растёт от выходных к выходным. Мы постарались собрать для вас всё самое интересное о грядущих выходных, хотя и не претендуем на полноту картины. Но грядущий День театра (и отмечаемый 25 марта День работника культуры) обязывают.

***

Начнём с Мариинского театра: там сразу четырежды покажут балет Цезаря Пуни «Дочь Фараона». Очень в тему к идущей в Эрмитаже выставке «Египтомания», посвящённой, в том числе, и влиянию пирамидно-фараоновой темы на творчество сквозь века. Если обычно мы знаем из посвящённых земле сфинксов популярных классических произведений только оперу «Аида», то – вот вам второе.

«Поставленная в 1862 году «Дочь фараона» была одним из самых масштабных и роскошных балетов своего времени. Четырехактное действие с огромным количеством персонажей, а значит, и костюмов, с восемью сменами декораций, изобретательными сценическими эффектами и разнообразной бутафорией, включавшей двух верблюдов в натуральную величину, льва, рой пчел и прочие аксессуары экзотического антуража. Хореограф Мариус Петипа не поскупился на разнообразные танцы, благо что либретто, составленное вместе с французским драматургом Сен-Жоржем, давало простор для представления многих солистов. История о сне про ожившую мумию и ее любовные приключения у подножия пирамид и под водами Нила, как и большинство балетов той поры, вряд ли претендовала на катарсис у зрителей, но непременно их удивляла и радовала виртуозностью танцев и красноречием пантомимы», – рассказывают о спектакле в театре.

Премьера состоится на второй сцене театра в 19 часов пятницы, 24 марта, затем – в то же время субботы, 25 марта, а в воскресенье – дважды, в 12 и в 19 часов.

 

***

От балета перейдём к драме. В Петербург приезжает с гастролями Московский театр имени Пушкина, который покажет на сцене ДК «Выборгский» (ул. Комиссара Смирнова, 15) «Влюблённого Шекспира» и «Вишнёвый сад». Пьеса Тома Стоппарда и Марка Норманна в постановке Евгения Писарева, отмеченная тремя театральными премиями, будет представлена в Петербурге впервые.

«Влюблённый Шекспир» – это первая в России театральная постановка по сценарию одноименного фильма 1998 года. Фильм с Джозефом Файнсом и Гвинет Пэлтроу, который в этом году отмечает 25-летие, получил семь Оскаров, в том числе как лучший фильм и лучший сценарий, а также 50 других кинематографических наград. В 2014 году он был переработан для театра и поставлен в Лондоне, в 2018-м – в Пушкинском театре в Москве, где стал абсолютным кассовым хитом. В 2023 году «Влюбленного Шекспира» впервые увидят в Петербурге. Спектакль отмечен «Хрустальной Турандот», «Звездой Театрала» и премией Союза театральных деятелей РФ», – рассказывают организаторы.

Специально для постановки худрук Театра имени Пушкина и режиссер спектакля Евгений Писарев заказал оригинальный перевод театральной адаптации «Влюбленного Шекспира».

Спектакль «Вишневый Сад» в этой его ипостаси обещает удивить публику нестандартным прочтением классики. Режиссёр Владимир Мирзоев в чеховской пьесе увидел «комедию катастроф». В этой постановке будут живой оркестр на сцене и современные танцы.

***

В воскресенье, 26 марта, на сцене Дворца Искусств Ленинградской области государственный детский музыкальный театр «Карамболь» покажет семейный мюзикл по мотивам русской народной сказки «Жар-птица».

«Жар-птица в легендах и сказаниях всегда символизировала мечту о Счастье. А мечта, как известно, у каждого своя: об этом наша история. Золотой свет крыльев Волшебной Птицы одним вселяет надежду на обретение покоя, других – манит блеском богатства. Смешные и неожиданные ситуации, в которые попадают герои спектакля – лишь фон для понимания главного: если в душе твоей добро и любовь, значит Жар-птица где-то рядом… А может, эта Птица – душа всего сущего? Мудрый Берендей знает, что только в свободном полёте она дарит радость и гармонию, охраняя дом, Землю и всех нас», – рассказывают организаторы.

В спектакле принимают участие артисты, оркестр и детская студия театра «Карамболь». Показ состоится 26 марта в 12:00 на сцене Дворца искусств Ленинградской области (пр. Стачек, 4). Если название кажется вам незнакомым, подсказываем: это бывший ДК Горького.

***

В субботу, 25 марта, Театральный музей (Зодчего Росси, 2А) отметит Международный день театра фестивалем-марафоном «Весь день – театр». Мероприятие действительно будет длиться практически весь день – с 13:00 до 22:00.

«Шестой год подряд проект приглашает всех, кто любит театральное искусство, провести день… в музее! Посетители могут прийти как на весь день, так и на отдельные события программы. В 2019 году проект вошел в шорт-лист премии для молодых «Прорыв», а также получил почетный диплом премии «Музейный олимп», – рассказывают организаторы.

Специально для фестиваля режиссёр Дмитрий Крестьянкин готовит экскурсию-рекурсию «Это мой дед». В прогулке по экспозиции участвуют музейные сотрудники и приглашенные гости, потомки известных деятелей русского театра. Проект Бориса Павловича «Лес», вдохновленный философией Владимира Бибихина и стартовавший в 2021 году, прорастет и в Театральном музее. «Лес. Ангелина» – так называется спектакль Ангелины Засенцевой, которая выбрала для своей работы сложнейший объект исследования – саму себя. Будут встречи с известными лицами петербургского театра и многое другое.

***

Напротив – в Александринском театре – тоже не сидят сложа руки: в субботу и воскресенье Новая сцена принимает Международный фестиваль медиаискусства НУР.

«Среди событий двухдневной резиденции — премьера перформанса PENTA, результат сотрудничества Новой сцены и команды фестиваля. Аудиальная среда перформанса соединит традиционные народные инструменты (домра, калимба, шоор, дарбука, игил) и экспериментальное электронное звучание. PENTA станет попыткой художественного осмысления феномена пентатоники как самодостаточной системы, которая лежит в основе древнейшего музыкального фольклора многих народов.  Среди участников – мультиинструменталисты Йусуф Бикчантаев, Регина Рокитянская, Дима Крапивин, Сугдэр Лудуп и представители студии Formate Рашид Османов, Надя Кимельяр, Женя Мусина», – отмечают в театре.

Перформанс PENTA будет показан 26 марта; в программе этого дня – также зрелищный спектакль-перформанса LOOP от петербургской танцевальной компании «Полуночники», который был представлен на фестивале НУР в 2022 году, и 7-минутный видеоарт «София» (режиссер Дидар Оразов), посвящённый Софии Губайдулиной.

Это, разумеется, не всё, ведь международный фестиваль медиаискусства НУР – масштабное ежегодное событие, которое проходит с 2021 года. Он объединяет свыше 150 медиахудожников, музыкантов, перфомеров и специалистов в области цифровых технологий из 20 стран мира. Более подробная информация – на сайте (или в соцсетях фестиваля).

***

С пятницы по воскресенье – а затем, для тех, кто не успел, ещё 29 и 30 марта – в музыкально-драматическом театре «Буфф» пройдёт премьера для детей (возможно, и не только): спектакль «Питер Пэн». Это возобновление легендарного «Питера Пэна» 2015 года в память его автора, заслуженного деятеля искусств России Виктора Борисовича Рябова (1943-2021), которому 22 марта исполнилось бы 80 лет.

«Кто из взрослых не мечтал перенестись на пару мгновений в детство? Спектакль «Питер Пэн» по мотивам произведений культового шотландского писателя Джеймса Барри напомнит взрослым и юным зрителям о волшебном мире под названием «детство». Здесь нет забот, проблем и скуки. Зато есть мир русалок и воздушных фей, тут можно поохотиться с индейцами и сразиться с настоящими пиратами!» – рассказали в театре.

Автор возобновления «Питера Пэна», актёр и режиссер театра «Буфф» Илья Кузнецов представит обновлённую версию спектакля Виктора Рябова. «Это будет спектакль, основанный на его концепции, но будут и новшества. Время не стоит на месте, меняется восприятие, и на многие вещи маленькие зрители уже реагируют по-другому. Сейчас у нас большая технически оснащенная сцена и  мы можем использовать новые приемы. Когда Виктор Борисович ставил у нас спектакли, он всегда говорил, что делает спектакль не только для детей, а обязательно для всей семьи – и я с ним абсолютно согласен», – говорит Кузнецов.

***

Март нынешний богат и на события, и на юбилейные даты. В эти дни отмечает 125-летие Русский музей – вот и в субботу, 25 марта, в 15:00 в Колонном зале корпуса Бенуа пройдёт полуторачасовая интеллектуальная игра, посвященная годовщине.

«В непринуждённой атмосфере знатокам предстоит командное соревнование, в котором они смогут проявить свою эрудицию и логику, узнать интересные факты из истории крупнейшего в мире музея русского искусства и увлекательно провести время в исторических интерьерах. Участники могут собрать свою команду или прийти самостоятельно, присоединившись к сборной группе игроков», – рассказали в Русском музее.

Партнёром проекта является интеллектуально-развлекательный клуб «Петербургские тайны». Стоимость билета: 700 рублей (без льгот); в эту сумму входит и посещение корпуса Бенуа как такового. Мероприятие доступно участникам проекта «Пушкинская карта».

***

В вечных попытках находить какие-то единые темы и линии в череде еженедельных мероприятий мы наткнулись на самую очевидную общность, и связующее звено в ней – тема передвижений и путешествий. Вот и в музее «Эрарта» с 23 марта работает – и будет открыта для посетителей до 23 июля – выставка «Талисман в дорогу». Она посвящена довольно редкой теме коллекционирования, лежащей на стыке искусства и техники.

«Маскоты, талисманы, фигуры, амулеты, статуэтки, украшения – как только не называют производители, продавцы и коллекционеры эти маленькие произведения искусства, украшавшие капоты и радиаторы автомобилей на протяжении более чем полувека! Люди всегда стремились придать божественные или хотя бы антропоморфные черты предметам и устройствам, созданным для перемещения в пространстве: вспомните, как были украшены ассирийские колесницы, носы драккаров викингов и венецианские гондолы или как расписывали баллоны первых монгольфьеров. Так и феномен маскота, берущий начало в туманные и овеянные романтикой самопередвижения годы зари автомобилизма, стал поистине мировым и весьма стойким, чем-то большим, нежели эфемерная мода», – рассказывают в музее.

Всё так, выставка посвящена почти ушедшей сейчас области прикладного искусства. Уже практически не найти на дорогах «Волгу» с её литым оленем – но премиальные марки машин по-прежнему украшают порой не просто шильдиками, но и полноценными фигурками. Но и это – лишь вершина айсберга, а занырнуть к его корням вы и сможете в «Эрарте», если эта тема разбудила ваше любопытство.

***

У современного автомобиля был далёкий предок – различные конные экипажи; вот и ГМЗ «Царское Село» предлагает посмотреть на карету Екатерины II, которая вернулась в экспозицию после реставрации. Барочный экипаж середины XVIII века – самый старый подобный экспонат в коллекции музея; в этом транспортном средстве императрица совершала парадные выезды. Создал его выдающийся мастер своего дела Иоганн Конрад Букендаль.

«Четырёхместная карета – шедевр экипажного мастерства – входила в состав коронационного поезда императрицы Екатерины II в 1762 году; впоследствии она постоянно использовалась на торжественных церемониях. Полной реставрации экипажа не было больше ста лет, она проводилась в несколько этапов и длилась три года. Работу выполнили мастера реставрационно-исследовательского объединения «Феномен». Теперь карета обрела первозданный облик и вновь стала одной из жемчужин экспозиции «Придворный экипаж», – рассказали в ГМЗ.

С 1860 года карета находилась на экспозиции в Придворно-конюшенном музее на Конюшенной площади. Перенеся военные годы под сводами Эрмитажа, карета вновь предстала перед публикой только в 1971 году на выставке в Камероновой галерее. С 1990 года она находится на экспозиции в павильоне «Дежурная конюшня». Всего же в коллекции ГМЗ 8 экипажей эпохи Екатерины II, в том числе десятиместные сани, десятиместный фаэтон и детская коляска.

***

От колёсного транспорта перейдём к железнодорожному – и здесь нас не разочаруют! В субботу открывается XXX Международная выставка «Железнодорожная модель – 2023» в Музее мостов (Мучной пер., д.2) – филиале Центрального музея железнодорожного транспорта. Как раз впору к началу каникул в школах, ведь уменьшенные копии вагонов и локомотивов – в первую очередь предмет интереса для школьников. Продлится выставка недолго – до 2 апреля, так что есть смысл поторопиться.

«Впервые Центральный музей железнодорожного транспорта РФ представит публике более 200 раритетов из своей коллекции. Для ценителей модельного искусства будет особенно интересен стенд Товарищества историков российский железных дорог И.Р.Ж.Д. Юным посетителям предоставится возможность покататься на узкоколейном мини-трамвайчике. Изюминка юбилейного проекта станет масштабный макет, состоящий из 45 модулей, которые выполнены моделистами из различных регионов России», – поясняют в музее.

***

Однако вернёмся к более традиционным формам искусства. В Особняке Румянцева до 16 апреля будет работать выставка «В Петербурге мы сойдёмся снова». Стихам Осипа Мандельштама посвящён цикл иллюстраций Екатерины Посецельской, выполненный специально для нового издания «Камень. Tristia» в серии «Рукописи» издательства «Вита Нова».

«Вот уже четверть века, как я, мешая важное с пустяками, наплываю на русскую поэзию, но вскоре стихи мои сольются с ней, кое-что изменив в её строении и составе», – писал Осип Мандельштам. Предсказание поэта сбылось: без его стихов развитие русской поэзии было бы иным. Впрочем, поэзия Осипа Мандельштама стала неотъемлемой частью не только российской литературы, но и всего мирового культурного наследия», – отмечают в музее.

И вот теперь Екатерина Посецельская создала специально для новой книги – масштабного исследования творчества поэта – более пятидесяти иллюстраций.

«Выбор техники был для меня очевиден. Уголь. Такие решения всегда приходят на интуитивном уровне. Когда глубоко погружаешься в текст, что-то внутри тебя начинает тебе нашёптывать подсказки. Здесь очень важно услышать! А потом вдруг находишь некие подтверждения того, что выбор был правильным», – говорит автор произведений. Вход на выставку – по обычному билету на посещение  особняка Румянцева.

***

Предметом искусства может быть не только музыкальное произведение, но и инструмент, используемый для его воплощения – задумывались об этом? В Шереметевском дворце – Музее музыки на набережной Фонтанки, 34 – с 23 марта по 16 апреля проходит V Всероссийская выставка скрипичных мастеров. Производители, мастера и реставраторы смычковых музыкальных инструментов традиционно встречаются на одной площадке с музыкантами – обмениваются опытом в построении музыкальных инструментов и опытом использования их в игре.

«Прошлую IV Всероссийскую выставку мы реализовали благодаря энтузиазму мастеров, тогда мы насчитали около 50 человек на всю Россию. Не все смогли принять участие в выставке, но те, кто приехал, представили свои инструменты и привлекли к себе такой интерес общественности, что на этот раз наш проект поддержал Президентский фонд культурных инициатив. Благодаря нашей работе по объединению мастеров, к началу нынешней выставки мы насчитываем уже более 150 человек, которые так или иначе связаны со сферой производства смычковых музыкальных инструментов. Для тех, кто не сможет приехать, мы будем вести прямые трансляции с концертов и мастер-классов», – рассказал Рафаил Ароев – художественный руководитель выставки, скрипичный мастер и реставратор, создатель интернет-ресурса «Музыкальный мастер».

В рамках выставки пройдут открытые уроки и мастер-классы, на которых ведущие педагоги-музыканты и мастера будут делиться опытом игры на инструментах, правилами ухода за ними, простыми способами улучшения звуковых качеств своего инструмента, которые может освоить любой музыкант. На экспозиции можно будет заглянуть за завесу тайны скрипичного мастера – увидеть его рабочее пространство, наполненное замысловатыми приборами, стружками, лаками и звуками. Посетители выставки смогут не только послушать инструменты, а также попробовать их в игре и даже выбрать подходящий для себя.

***

Также 25 марта в Петербурге откроется выставка «Роман о розе», где современные художники переосмыслят легенды из истории библиотек. Она пройдёт в ещё не открытом полноценно здании будущего Библиотечно-культурного Центра «НОТА» (бывшая Детская библиотека №1 Красногвардейского района, проспект Косыгина, 28, корп. 1).

«Арт-объекты, созданные художниками, осмысляют тему библиотек на языке разных материалов: здесь звуковые и архитектурные инсталляции, стекло, песок и ткани, медиаэксперименты с нейросетями, одежда, интерактивные экспозиции и, конечно, книги. Работы художников сопровождает объемная и необычная историческая часть выставки. Перебирая дощечки, посетитель сможет познакомиться с судьбой легендарных библиотек на фоне драматических эпох», – рассказывают организаторы.

Одновременно с выставкой открылось и левое крыло будущего Библиотечно-культурного Центра «НОТА», Библиотечной системы Красногвардейского района. Выставка продлится до 30 мая, вход свободный.

***

В пятницу, 24 марта, в КЗ «Колизей» выступит Женя Любич с программой «Песни на стихи поэтов». Певица исполнит композиции, которые она сочинила на стихи русских, английских и французских поэтов-классиков.

«Для каждого стихотворения она нашла свою музыку и свои интонации. Маяковский звучит как блюз, Роберт Бёрнс – как баллада, Лермонтов – как инди-рок, а Бродский – как колыбельная. Впервые эта программа была исполнена в 2020 году в связи с презентацией альбома певицы «Во весь голос», целиком состоящего из песен на стихи поэтов. Но набор композиций Жени Любич, созданных на основе стихотворений растёт, поэтому в этот раз на концерте прозвучит много нового», – указывают организаторы концерта.

Начало – в 20:00.

***

В субботний вечер 25 марта в Джаз-клубе Игоря Бутмана в Санкт-Петербурге – два концерта проекта гитариста Евгения Побожего – первого российского музыканта-победителя Herbie Hancock Institute of Jazz Guitar Competition 2019. Авторские композиции Евгения Побожего – музыка на стыке джаза, фанка, рока, хип-хопа, world music и современной академической. Начало — в 17:00 и 21:00.

А в воскресенье, 26 марта, петербуржцев ждёт премьера: известный трубач Вадим Эйленкриг вместе со своим коллективом Eilenkrig Crew представит программу Newborn. Место – то же.

***

Одновременно, 25 марта в 19:00, в простанстве «Сообщество» на острове Новая Голландия состоится концерт проекта Delikatessen – дуэта двух петербургских композиторов: трубача-виртуоза Вячеслава Гайворонского и музыкального экспериментатора Николая Судника.

«Судник использует сэмплеры вместе с оригинальными инструментами и предметами – проволока, цепочки на деревянных палочках, колокольчики, смычки, расчёски. Гайворонский по-особому раскрывает потенциал трубы: его инструмент воет, плачет, смеется, всхлипывает и гудит. Основываясь на разных и непривычных шумах и звуках, музыкальная импровизация дуэта складывается в причудливое, но гармоничное, целостное и мелодичное произведение», – описывают эту коллаборацию организаторы концерта.

Вход с 18:30, начало концерта в 19:00. Стоимость билета — 600 рублей, билеты в продаже в «Сообществе» и онлайн на сайте «Новой Голландии». А послушать альбом Delikatessen можно «ВКонтакте».

Подготовил Илья Снопченко / ИА «Диалог»