Грядущие выходные богаты самыми разными художественными выставками, которые стоит посетить. Однако и музыкальная составляющая обещает не разочаровать: об этом – в нашей еженедельной подборке.
***
17 и 18 февраля, 4 и 5 марта на Новой сцене Александринского театра состоится премьера спектакля Андрея Калинина «Боркман» по пьесе Генрика Ибсена «Йун Габриэль Боркман» (1896). Это первая премьера Александринки в 2023 году.
«С конца XIX века, когда драматургия Генрика Ибсена пришла на российскую театральную сцену, пьесы норвежского классика ставились в Александринском театре. Здесь в разное время шли «Праздник в Сольгауге», «Воители в Хельгеланде», «Дочь моря», «Столпы общества», «Привидения», «Пер Гюнт», «Кукольный дом»… Одно из последних обращений к драматургии Ибсена на Александринской сцене – «Гедда Габлер» в постановке Камы Гинкаса, 2011 год. А вот спектаклей по пьесе «Йун Габриэль Боркман», ставшей предпоследней в творчестве драматурга, ранее в репертуаре не было», – рассказали в театре.
Режиссёр – Андрей Калинин: для него это уже пятая работа в Александринском театре. В спектакле заняты актёры Иван Трус (Йун Габриэль Боркман), Янина Лакоба, Анна Величко (Фру Боркман), Алиса Шидловская (Элла Рейнтхейм), Никита Барсуков (Эрхарт), Мария Нефёдова (Фру Вильтон), Степан Балакшин (Фулдал), Анастасия Гребенчук (Фрида).
Отметим, что билеты на ближайшие дни уже проданы, но есть места на следующие показы. Поэтому мы просто оставим эту информацию здесь.
***
Для детей в Малом театре кукол – премьера: «Сказка о попе и работнике его Балде». Маленьких гостей (и их близких) ждут 18 и 19 февраля в 13:00 на новой площадке театра по адресу Лиговский проспект, 267, корпус 2.
«Это классическая история Пушкина, превращённая в веселый моноспектакль, где у артиста 22 объекта внимания, которые он должен держать непрерывно, ведь он – проворный Балда. Спектакль Малого театра кукол – комедия о находчивом и предприимчивом герое, который доказывает, что сильнее смекалки и широкой души не может быть ничего. Из спектакля зрители узнают, как всё успеть, как поступать с чертями на работе и остаться верным самому себе», – отметили в театре.
По словам художественного руководителя театра и режиссера спектакля Чакчи Фросноккерса, Балда является национальным героем, воплощением того самого хрестоматийного Ивана-дурака, который в итоге оказывается умнее всех.
***
В пятницу, 17 февраля, открылась – и будет работать до 14 мая – выставка «Мастера русского импрессионизма» в музее-квартире Архипа Куинджи (Биржевой пер., д. 1/10, кв. 11). В экспозиции представлены работы из собрания Музея Академии художеств – полотна Коровина, Серова, Савинова и других художников конца XIX и начала XX века.
«Выставка посвящена яркому явлению в истории русской живописи того времени. Вдохновлённые примером французских импрессионистов – Клода Моне, Эдгара Дега, Камиля Писсарро, Альфреда Сислея, Огюста Ренуара – которые в 1870-х годах совершили настоящий переворот в живописи, в новой стилистике стали писать живописцы других стран, в том числе и России. Новаторство художников-импрессионистов состояло, прежде всего, в новом способе видения. Эти мастера восхищались не отдельными проявлениями реальности, а повседневностью во всей её полноте. Любой, самый непритязательный сюжет – зеваки на улице, скачки, завсегдатаи кафе – мог, при условии живописности, превратиться в картину, чудо красочных гармоний», – поясняют в музее Академии художеств.
В нашей стране импрессионизм не стал художественной философией, у нас не появилось и сплочённой группы живописцев-единомышленников. Однако многие российские авторы на рубеже веков и по способу восприятия, и по принципам работы с изображением и цветом, и по настроению сближаются с этим влиятельным течением.
«В то же время их искусство отличает большая материальность и осязательность предметов, которые не растворяются в световоздушной среде. Пространство в их картинах более упорядочено. Наконец, русские художники редко пишут городскую жизнь, отдавая предпочтение сельской местности», – добавили специалисты.
***
Некоторую художественную связь можно уловить между этой выставкой – и той, что открылась на днях в Мраморном дворце Русского музея. Там показывают «Сотворение мира» – персональную экспозицию петербургской художницы Наталии Земляной, работающей в стиле «петербургского структурализма».
«Это направление восходит к школе Аналитического искусства Павла Филонова. Наталия – представитель «четвертого поколения» русского авангарда. Её предшественники – Филонов, Кандинский, Малевич, Петров-Водкин, Матюшин, затем Лев Юдин, Евгения Магарил, Мария Горохова. Учителями стали видные советские и российские живописцы, продолжатели той же традиции – Александр Зайцев, Людмила Куценко, Станислав Мосевич и другие. Как художник, Наталия сформировалась в конце 80-х – начале 90-х в легендарных локациях – в «Мухе» и на Пушкинской, 10, а в двухтысячных стала признанным мастером, чьи необыкновенно сочные по цвету «мерцающие образы» находятся в музейных и частных коллекциях по всему миру», – рассказали в Русском музее.
«Я всегда занималась чистым искусством, абстрактным по форме, в основном. Но мир пришёл в такое состояние, что мы должны помогать, кто чем может. Он нуждается в нашей помощи. Искусство сейчас должно поддержать людей: нести в мир любовь радость и свет, надежду. Поэтому я включила в экспозицию Ангелов, которых рисую давно. Сейчас мир нуждается в Ангелах…», – говорит сама художница.
Выставка будет работать до 10 апреля. На ней можно увидеть и некоторые полотна, которые ранее не экспонировались публично – например, «обитающие» в частных коллекциях.
***
Добавим ещё, что на уходящей неделе в Русском музее открыли тактильный макет всё того же Мраморного дворца – для незрячих и слабовидящих посетителей. Проект поможет составить полное впечатление об архитектурных особенностях здания и его истории для тех, кто лишён возможности воспринять его зрительно. Для самостоятельного знакомства с макетом также предусмотрен аудиогид с тифлокомментарием, который будет доступен в аудио-формате через QR-код. Макет находится на площадке парадной лестницы второго этажа Мраморного дворца.
«Технически макеты становятся всё более совершенными, но ручной работы по-прежнему очень много. Сейчас мы применяем четыре разные технологии для макетирования в материале, это 3d-печать на FDM-принтере, 3d-печать на MSLA-принтере, УФ-печать и фрезеровка на станке ЧПУ. <…>Мы решили также показать часть Дворцовой набережной и памятник Александру III. Такие детали помогают незрячим людям составить более полное представление об архитектуре, окружении и расположении здания в городе. И, конечно, все тексты дублируются шрифтом Брайля, который корректирует незрячий брайлист. Тифлокомментарий будет доступен в аудио-формате через qr-код. Постамент для макета сделан с учетом потребностей людей на инвалидной коляске», – рассказывает о процессе создания тактильного макета Юлия Андриевич, руководитель проекта Inclusive Division.
Отметим также, что в Русском музее свои тактильные копии имеют многие экспонаты – в основном скульптуры. В Михайловском дворце имеется тактильный макет здания и прилегающей территории, а в 2020 году ГРМ подготовил первую постоянную инклюзивную экспозицию скульптуры в Строгановском дворце.
***
Музей современного искусства «Эрарта» в эти дни представляет выставку картин Альберта Бакуна. На протяжении уже более 60 лет Альберт Александрович исследует работы выдающихся западноевропейских художников и разгадывает их тайные смыслы.
«Его крупноформатные, сложные по композиции, с яркими цветовыми решениями холсты вобрали в себя многолетний опыт авторского истолкования самых известных живописных полотен. О живописи Альберта Бакуна можно говорить как об исследовательском эксперименте длиною в жизнь», – отмечают в музее «Эрарта».
«Художник, картина, зритель: в момент их встречи между ними происходит диалог. Этот диалог запускается при условии, когда и художник, и зритель говорят на языке, понятном обоим. Я стараюсь сохранить этот язык, сделать его современным и передать его следующим поколениям», – говорит Альберт Александрович.
На выставке в «Эрарте» представлен цикл работ, написанный в 2000-е годы. Она проработает до 9 мая.
***
В Культурном центре и галерее Beriozka открылась выставка «CORPUS HUMANUM», раскрывающая тему телесности. Организаторы уже приложили к ней эпитет «провокационная», поскольку в наши довольно пуританские времена отношение к этому вопросу, скажем так, непростое. «Тело красивое и не очень, обычное и нетипичное, выполняющее разные социальные и гендерные роли, вступающее в сложные взаимоотношения с миром, представленным в рамках картины» – так описывают предмет исследования устроители.
«Изображения тела завораживают или смущают, могут вызывать восхищение или отвращение. Тело, такое знакомое и такое неизвестное, стало темой выставки, представляющей формы репрезентации телесности и образы тела в отечественном искусстве XX и XXI веков», – указывают организаторы.
В экспозицию включены картины классиков советской живописи, произведения современных мастеров академической школы и работы художников нового поколения, которые работают как неоакадемической, так и в модернистской, постмодернистской парадигмах и экспериментальных формах.
Центр занимает помещения легендарного магазина «Берёзка» на Лермонтовском проспекте, 43, в бывшей гостинице «Советская».
***
Об использовании необычных материалов в творческих целях можно будет узнать в Центре современного искусства имени Сергея Курёхина. Там открылась выставка «К резине! Сопротивление материала».
«Непривычные для живописи и скульптуры материалы впервые начали использовать ещё в первом десятилетии ХХ века. Но расцвет реди-мейда – использования в искусстве вещей, изначально созданных не с художественными целями – пришёлся на середину прошлого века. Всё то, что было некогда хламом, преображалось в пространстве авторского произведения и становилось искусством», – отмечают организаторы.
«Именно с конца 1950-х – начала 1960-х годов в культуре окончательно утвердился один из важнейших маркеров современной художественной системы координат – реди-мейд стал прежде всего художественным материалом. Произошла перекодировка, и резина – материал фактурный, упругий, эластичный, гуттаперчевый (из „жидкой резины» – силикона – можно отлить практически любую форму) – заменила бронзу, мрамор, золото. Новый материал вполне закономерно привел и к новой образности», – добавляет Ксения Макаренко – куратор выставки, искусствовед, автор блога «Круто об искусстве».
***
В субботу, 18 февраля, на сцене клуба «Космонавт» фронтмен группы Billy’s Band Билли Новик исполнит песни Егора Летова. Концерт «15 лет без Егора» посвящён годовщине смерти Егора Летова, который ушёл из жизни 19 февраля 2008 года. Ещё при жизни его полагали настоящей иконой русского панка, зачинателем и законодателем в этой области музыки. «Его творчество бессмертно – уже многие десятилетия его одинаково любят и маргиналы, и интеллектуалы», – отмечают организаторы.
«Я считаю абсолютным гением слова и песни Летова. Лучше него на русскоязычном пространстве я для себя ничего пока так и не нашел!» – говорит Билли Новик.
Он обещает исполнить не только известные песни «Гражданской обороны», но и несколько треков Летова, которые не исполнялись раньше.
***
В 20:30 пятницы, 17 февраля, в Санкт-Петербургском музее звука состоится концерт игрушечных роялей в рамках работающей до 19 февраля выставки этих музыкальных инструментов. На ней представлены образцы от советских диатонических детских инструментов до игрушечных Grand Piano.
«Toy piano – игрушечный рояль с металлическими палочками вместо струн – был особенно популярен в Европе в начале XX века. Впоследствии основной производитель этого инструмента, немецкая фирма Schoenhut, эмигрировала в США, где Джон Кейдж интегрировал его в современную музыку, написав в 1948 году сюиту для игрушечного рояля. Для этого инструмента писали музыку такие композиторы, как George Crumb, Mauricio Kagel, Bijan Olia и другие, не говоря уже о широком использовании игрушечных инструментов в современной электроакустической и импровизационной музыке», – отмечают организаторы.
Концерт посвящён исключительно игрушечному роялю – от вышеупомянутой «Сюиты для игрушечного рояля» Джона Кейджа и произведений современных композиторов, написанных специально для этого инструмента, до электроакустической музыки для игрушечного рояля и электроники.