Site icon ИА «Диалог»

В Эрмитаже показали «последний снаряд» и анонсировали экспозицию в бомбоубежище

В четверг, 19 января, в Государственном Эрмитаже открылась выставка, центральным экспонатом которой стал осколок снаряда, попавшего в здание Зимнего дворца 2 января 1944 года. Так Государственный Эрмитаж отмечает 80-летие прорыва блокады Ленинграда.

Как подчеркнул генеральный директор музея Михаил Пиотровский, события с этой тематикой только начинаются – они будут продолжаться год, до 80-летия полного снятия осады, которое отметят 27 января 2024 года. Вспомнят и блокаду, и эвакуацию, и послевоенное восстановление.

«Мы начинаем большую программу, которая называется «Последний снаряд». Этот хорошо знакомый вам осколок попал в Гербовый зал Зимнего дворца 2 января 1944 года – последний из десятков немецких боеприпасов, повредивших здания музея. На этой небольшой выставке мы показываем и рассказываем о конкретных вещах. Весь следующий год – так же, как мы сделали к годовщине революции – у нас в отдельные даты будут небольшие выставки и события в тех местах, где снаряды попадали в Эрмитаж. Это будет, например, манеж Малого Эрмитажа – вы знаете, что его реставрировали так, чтобы следы остались. И там же будет фотография – она будет стоять всегда – того, как снаряд попал в кареты, стоявшие в каретном сарае. Мы постоянно рассказываем о блокаде – может быть, не все замечают, но в залах стоят репродукции рисунков Веры Милютиной, свидетельствовавших о том, как эти помещения выглядели во время войны», – рассказал он.

Выставку о разрушениях в Эрмитаже в годы войны можно увидеть до 29 января в Гербовом зале.

Также будет создана специальная мультимедийная экспозиция в подвале Зимнего дворца, где в годы блокады укрывались и люди, и экспонаты. Сейчас эти помещения открываются для публики в День эрмитажного кота, когда посетители могут поискать в них пушистых хранителей музея и пообщаться с ними, но у них есть и такая история, примечательная и непростая. До 1942 года там хранилась часть экспонатов – например, фарфор. Там же обитали (пока Эрмитаж не стали готовить к консервации) около двух тысяч человек – и сотрудников музея, и жителей окрестных домов, и деятелей культуры Ленинграда с семьями.

«Среди них был архитектор Александр Сергеевич Никольский – автор цикла рисунков и гравюр, выполненных в осаждённом Ленинграде. Графические работы художника отразили и особенности быта обитателей бомбоубежищ Эрмитажа. На одном из рисунков Никольский запечатлел оставленную на своде подвала знаменитую фразу Архимеда: «Noli tangere circulos meos!» («Не трогай моих чертежей!») По легенде, именно так при завоевании Сиракуз ответил учёный римскому солдату, потребовавшему прервать научную работу. Фраза стала своеобразным девизом военных лет в Эрмитаже», – пояснили в музее.

Подновлённая надпись теперь украшает свод того из подземелий, в котором будет создана новая постоянная экспозиция о жизни, быте и научной работе крупнейшего из музеев СССР во время Великой Отечественной войны.

«Напоминаю, что Эрмитаж – музей универсальный; музей того, сего, пятого, десятого… и, в частности, музей блокады. И наша активность идёт с тех пор – в частности, это знаменитая книга «Подвиг Эрмитажа», которая сыграла важную роль в реабилитации блокады в исторической памяти России, выставки в разных местах, каталоги, публикации. Это и речь Иосифа Абгаровича Орбели в Нюрнберге… А создание центра «Эрмитаж-Урал» – это в значительной мере дань памяти тому, что в Свердловске наши коллеги переживали войну, и часть наших коллекций была эвакуирована туда. Наши коллеги создали там замечательную мемориальную инсталляцию», – добавил Пиотровский.

Напомним, что уже в ноябре 1944 года в Эрмитаже открылась первая выставка, на которой были представлены в основном те произведения, которые не успели вывезти в эвакуацию в рамках третьего эшелона. Также там были другие примечательные экспонаты – например, найденная партизанами статуя, которую немцы украли в Павловском дворце, но до Германии так и не довезли. И пусть восстановление заняло не один год, уже в ноябре 1945 года Эрмитаж полноценно открылся для публики.

Илья Снопченко / ИА «Диалог»