Site icon ИА «Диалог»

Внимание, хрупко! В Эрмитаже открылась новая выставка фарфора и стекла

Эрмитаж, фарфор, выставка «Образцовая коллекция в стиле модерн. Императорские фарфоровый и стеклянный заводы на рубеже XIX-XX веков»

фото: Илья Снопченко / ИА "Диалог"

С 24 декабря в Зимнем дворце начинает работу новая рождественская выставка – «Образцовая коллекция в стиле модерн. Императорские фарфоровый и стеклянный заводы на рубеже XIX-XX веков». Она посвящена истории формирования в конце XIX – начале XX века коллекций фарфора и стекла при этих предприятиях (объединённых в 1890 году).

«Стиль модерн, прошедший через эстетическое сито императорских заводов, приобрёл особую элегантность и торжественность, а ещё – петербургский оттенок. Много поводов для любования и размышления», – отметил по случаю открытия экспозиции генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

В небольшом по размеру зале разместились 140 произведений из самых хрупких материалов, которые в музее назвали «образцовой» музейной коллекцией предметов эпохи модерна. Причём среди экспонатов смешиваются и западноевропейские образцы, и то, что создавали российские – петербургские – предприятия на рубеже тех веков. Можно ли их уверенно отличить на вид, если не читать таблички?

«Мне не хотелось бы сравнивать, потому что это две стороны одного целого – художественная линия общая… Мне кажется, посетители нашей выставки увидят, что российские художники несколько иначе подходили к изображению пейзажа на вазах – он более реалистический, более мягкий, с большим переходом вглубь. Покажется, что это более глубокие в плане перспективы произведения. Но, конечно, наши гости поймут, что наши фарфор и стекло, при всей общности, существовавшей в то время, обладали своим индивидуальным характером. Впрочем, различия существовали и между западноевропейскими фирмами внутри той большой конкуренции, которая между ними существовала», – рассказала Ольга Баранова, старший научный сотрудник отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа и куратор выставки.

По её словам, в ту эпоху для мастеров – и российских, и западноевропейских – существовало одно общее направление: поиск вдохновения в природных объектах и формах. Международные художественные выставки имели системообразующее значение – на них происходил обмен идеями и их распространение. Отсюда преобладание простых, обтекаемых форм, а в оформлении – растительных и животных мотивов.

«Выставка посвящена искусству из фарфора и стекла эпохи модерна, и мы хотели показать её через вещи – через историю собирания коллекции музея Императорского фарфорового завода. Через предметы, которые специально приобретались для этой коллекции – в магазинах при западноевропейских мануфактурах, в художественных ателье, лично у художников-керамистов – или привозились с международных художественных выставок. Вторая часть комплектовалась из предметов, которые в это же время создавали на самом заводе. Самым интересным в нашей работе было, наверное, соединить эти две части в одном музейном пространстве: мы представляем такой «музей в музее» и хотим показать, как выглядело музейное пространство императорских заводов в начале XX века. Сейчас мы можем судить об этом только по историческим фотографиям – и на них мы видим, что в экспозиционных залах эти вещи демонстрировались вместе, а зачастую – и в одних витринах», – пояснила Ольга Баранова.

Эрмитаж, фарфор, выставка «Образцовая коллекция в стиле модерн. Императорские фарфоровый и стеклянный заводы на рубеже XIX-XX веков»

Добавим, что на выставке представлены не только сами предметы из фарфора и стекла, но и графические эскизы форм и декоров, выполненные художниками Императорских заводов, а также проекты изделий. Разумеется, выпущен в печать и соответствующий каталог.

 

«Образцовая коллекция в стиле модерн. Императорские фарфоровый и стеклянный заводы на рубеже XIX-XX веков» ‒ выставка из цикла «Поднесение к Рождеству», посвящённого истории и искусству фарфора. Этот цикл стал возрождением Эрмитажем давней традиции, когда в канун рождественских праздников в Зимнем дворце с конца XVIII века показывали лучшие изделия, созданные на Императорском фарфоровом производстве в Санкт-Петербурге», – уточнили в Государственном Эрмитаже.

 

Выставка будет работать до 2 апреля 2023 года. Находится она в западине Восточной галереи Зимнего дворца (зал № 152). Попасть туда можно по билету в главный музейный комплекс Эрмитажа.