Site icon ИА «Диалог»

Успешное «Успение». В Эрмитаже представили алтарную створку с уникальной историей

В Аполлоновом зале Зимнего дворца представили выставку «Нюрнбергский мастер. «Поклонение волхвов» и «Успение Богоматери». Главный её экспонат – два воссоединённых фрагмента алтарной створки, созданной в XV веке на юге Германии.

Как пояснили в Эрмитаже, деревянная алтарная створка, расписанная с обеих сторон (на одной вверху – «Поклонение волхвов», внизу – «Рождество»; на другой – «Успение Богоматери») была распилена на две половины в некий неустановленный период времени. Верхняя половина с 1920 года поступила в Эрмитаж из музейного фонда, нижняя находилась сначала в ГМИИ имени Пушкина, потом – в Музее истории религии.

«Это действительно уникальные иконы, особенно та часть, которая находится в Эрмитаже – а они, напомню, были разделены. Она уникальна и по своей иконографии, и по своей композиции. Чтобы понять, что это работа нюрнбергского мастера, пришлось провести очень большую работу – у нас считалось, что это творение чешского мастера. Действительно, она была очень похожа на произведения чешских авторов XIV века. Но когда её отреставрировали – а она была в жутком состоянии – удалось заняться определением школы, мастера и времени создания. С помощью аналогии мы пришли к выводу, что это работа художника из Нюрнберга, при том, что тамошние мастера в начале XV века подражали художникам XIV века из Чехии, где живопись тогда была на очень высоком уровне. Она была человечнее – более объёмная, более крупная – и это не могло не нравиться нюрнбергским авторам, которые стремились сделать свои работы лучше. Можно атрибутировать эту вещь мастеру Лангенценнского алтаря, который, в свою очередь, был учеником автора Бамбергского алтаря (это тоже был нюрнбергский художник)», – рассказала Мария Гарлова, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа.

Она добавила, что в изображениях есть элементы и чешской, и нидерландской, и итальянской школ живописи того времени. Всё дело в том, что Нюрнберг тогда находился на пересечении путей распространения художественной мысли, и тамошние художники вбирали все казавшиеся им интересными веяния с разных концов Европы. При этом изображение поцелуя Христа и Марии на той части, где изображено Успение – отсылка к более древней иконографии, однако композиционно изображение выполнено очень прогрессивно, на тот момент.

«Изображение в мандорле поцелуя Христа и Богоматери, когда мать и сын в крепком объятии касаются друг друга щеками, по-видимому, обязано своим появлением богемскому иллюстрированному манускрипту второго десятилетия XIV века «Пассионарий аббатисы Кунгуты», который находился в скриптории монастыря святого Георгия в Пражском граде. На одной из его страниц изображена точно такая же сцена с поцелуем. Мощную экспрессию в передаче поистине человеческих чувств между матерью и сыном заметили современники; манускрипт был хорошо известен и высоко оценен в чешских землях», – уточняют в Эрмитаже.

После реставрации удалось уточнить место, где могла быть написана эта икона – это Лангенценн (близ Нюрнберга), где находился августинский монастырь. В церкви там до сих пор висят две створки, очень похожие на экспонаты из Эрмитажа и Музея истории религии. Немцы высказали предположение, что предметы из России – часть оформления того же алтаря, созданного около 1435 года, впоследствии разрозненного и до сих пор полностью не найденного. Алтарь, вероятно, был очень большим.

Половина створки с «Поклонением волхвов», добавила Мария Гарлова, была расщеплена на две доски по вертикали, глаза у персонажей были выколоты, нижняя часть – испещрена вандальными надписями, лак помутнел. Реставрация велась с 2017 по 2021 годы. Теперь створка будет выставлена в секции живописи Германии; нижняя её часть после завершения выставки вернётся в Музей истории религии.

Илья Снопченко / ИА «Диалог»