Первые выходные календарной зимы (и примкнувшая к ним пятница…) обещают быть очень богатыми на события – а может, у нас просто сломался фильтр. Тем не менее, выбирать вам, а мы предлагаем вам самые разные варианты.
***
Времени осталось совсем мало, но об этом рассказать нужно: в Мариинском театре представят оперу «Ньургун Боотур» по древнему якутскому эпосу «Олонхо». Начало – в 19 часов пятницы, 2 декабря, но билеты ещё есть. Хотя это и премьера.
«Опера Марка Жиркова и Генриха Литинского «Ньургун Боотур», либретто которой было написано драматургом Дмитрием Сивцевым – Суорун Омоллооном, впервые появилась на сцене в 1947 году. Нынешняя постановка – шестая по счету. Для реализации этого масштабного проекта, с обилием действующих лиц в «трех ярусах мироздания» и множеством массовых хоровых и балетных сцен, был приглашен известный драматический режиссер, руководитель Театра олонхо (Якутск) Андрей Борисов, который в 1993 году совместно с петербургским художником Геннадием Сотниковым уже ставил эту оперу. В его творческую команду вошли известные в Якутии и за ее пределами художники Михаил Егоров и Сардаана Федотова, режиссер Руслан Тараховский, московский дирижер Константин Хватынец. Новую музыкальную редакцию произведения осуществил московский композитор Руслан Мурсякаев. В постановке занято около 180 артистов», – описывают впечатляющую постановку в Мариинском театре.
В сценографии спектакля, добавляют в театре, задействованы элементы скифского, хуннского и даже шумерского искусства, перекликающиеся с мифологией народа саха и подчеркивающие универсальный смысл мифотворчества разных эпох и частей света. Исполняется на якутском языке с синхронными титрами на русском.
***
Оба вечера уик-энда – 3 и 4 декабря – по случаю Дней Эрмитажа на Дворцовой площади покажут световое мультимедийное шоу: видеомэппинг о Петре I и работы финалистов конкурса медиаискусства. На фасад здания Главного штаба будут транслировать 13-минутный трёхмерный «спектакль» об истории основания флота, строительстве Петербурга и других достижениях первого российского императора (для создания видеоряда использованы исторические материалы, в том числе, среди прочего, и из самого Эрмитажа). Кроме того, публике покажут работы финалистов Первого общероссийского конкурса современного медиаискусства «Страна СВЕТА».
Шоу будет повторяться несколько раз между 18 и 23 часами. Вход на это мероприятие, разумеется, свободный.
***
В тёмное время года свет – и основанное на нём искусство – становится особо актуальным. С 1 декабря в Центре Курёхина открывается «Видеоформа-9» – международный фестиваль видеоарта, и в нынешнем году его тема – танец.
«Фестиваль погрузит посетителей в атмосферу современного танца и раскроет историю формирования различных стилистических направлений. Задача «Видеоформы-9» – показать новейшие достижения в области видеоискусства, кинотанца и современного танца», – рассказывают организаторы.
Стереоскопический перформанс от театра современного танца «Каннон Данс» можно будет увидеть и 3, и 4 декабря в 18:00. «Искусство движения» Билли Коуи – возобновление перформанса 2014 года, впервые показанного на Новой сцене Александринского театра в рамках Международного фестиваля современного танца Open Look. Этот показ состоит из видеопроекций, для просмотра которых понадобятся 3D-очки. Экспериментальная работа показывает зрителю мир танца крупным планом и создаёт иллюзию взаимодействия в пространстве с танцовщиками.
***
Если вернуться чуть назад, к «петровской» теме второго из указанных нами мероприятий – вполне ожидаемой в год, когда отмечается 350-летие первого российского императора – то нужно вспомнить, что 2, 3 и 4 декабря ей отдаёт должное и Театр музыкальной комедии. Там показывают мировую премьеру первого русско-американского мюзикла, который посвящен жизни и деятельности… разумеется, Петра I. Авторы мюзикла –американский композитор Фрэнк Уайлдхорн и российский драматург Константин Рубинский. Сотрудничество в наше непростое время уже примечательное.
«Наш мюзикл – не слепок с реальной истории, а своеобразная легенда о Петре, увиденная глазами людей из XXI века. Легенда со вполне себе романтическим сюжетом и современной прекрасной музыкой. Глазами профессионального историка его будет смотреть сложно, да и зачем? Важно не сравнивать мюзикл с реальной биографией: время все великие личности мифологизирует, при этом мне как автору было принципиально подчеркнуть роль Петра в обновлении России. Он во всём стремился «заглянуть за горизонт», и это – ключевой лейтмотив нашего спектакля», – говорит Рубинский.
Что получилось? Судить зрителям, то есть (возможно) вам.
***
В субботу, 3 декабря, в Доме Радио покажут «Историю солдата» – камерное театральное произведение Игоря Стравинского о солдате, который попытался перехитрить чёрта – с закрученной фабулой, захватывающей игрой музыки и текста. В партиях чтецов – актёры БДТ Варвара Павлова и Виктор Бугаков, за дирижёрским пультом — Дмитрий Бородин.
Подробности и билеты доступны на сайте коллектива MusicAeterna, участники которого предоставят музыкальное сопровождение.
Кроме того, в декабре Дом Радио начались медиации – прогулки по Дому Радио в сопровождении проводников-экспертов, дающие возможность исследовать пространство и его историю, окунуться в его музыкальную атмосферу. Узнать о них подробнее и приобрести билеты также можно на сайте, однако на ближайшие дни мест уже нет – придётся подождать как минимум до 13 декабря. Но мы предупредили.
***
2 и 3 декабря на большой сцене Театра им. Ленсовета артисты театра Ленсовета прочитают на большой сцене «Евгения Онегина» под музыку Чайковского. Среди чтецов – Виктория Волохова, Анна Ковальчук, Сергей Мигицко, Сергей Перегудов, Максим Сапранов. Участвует Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга, дирижёры – народный артист России Александр Чернушенко и Юрий Лебедев.
«Театр решил представить зрителю силу и нежность пушкинского Слова, соединив его звучание с великой музыкой Петра Ильича Чайковского. Прозвучат мелодии из опер «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», балета «Лебединое озеро», фортепианных циклов «Времена года» и «Детский альбом», симфоний. На сцене голоса мастеров «ленсоветовской» сцены, читающих страницы романа, вступят в диалог с Симфоническим оркестром Капеллы», – так описывают спектакль в театре. Следующие показы состоятся 1 и 2 февраля.
***
Не забудем и о роковой (с ударением на первый слог) стороне нашей жизни. В клубе «Космонавт» 3 декабря отметит своё 39-летие группа «Крематорий». Дата не круглая, но весьма почтенная. Не забывая о корнях, «Крем» также представит публике актуальное творчество, благо всего-то год назад у них вышел ноый альбом под названием «Охотник».
«3 декабря на сцене клуба «Космонавт» появятся любимцы публики – новые и олдовые герои крематорского эпоса: Охотник, Судья, Клоун, Аллен Вуди, Безобразная Эльза, Таня, Маша, Хабибулин, Зомби и другие персонажи! Всех гостей концерта ожидает ряд неожиданных сюрпризов, появление звездных гостей и музыкантов. Санкт-Петербург! Увидимся 3 декабря! Приходите на праздничный концерт и присоединяйтесь к таинственной магической феерии группы «Крематорий», ведь день рождения только раз в году!» – говорят устроители.
***
В Юсуповском дворце открылась пятая выставка цикла «Мир русского дворянства», на которой представлены экспонаты из собрания Государственного Эрмитажа – в том числе вещи из коллекции князей Юсуповых: мебель, оружие, фарфор, стекло. Выставка «Юсуповы и Восток» будет работать до 30 марта.
«Более ста тридцати памятников представят коллекцию князей Юсуповых, уникальную и в то же время показательную для художественной жизни Петербурга в XVIII-XIX веках, соединившей в себе различные культурные явления. Эти произведения выполнены либо в странах Востока, либо в Европе и России «под Восток». Во время подготовки выставки в Эрмитаже была проведена большая работа по поиску экспонатов, принадлежавших ранее князьям Юсуповым, изучены документы и архивы, раскрыта история предметов и их бытование, изделия были определены и атрибутированы, а также многие из них прошли реставрацию. Значительная часть памятников будет выставлена впервые», – рассказали об экспозиции в музее.
***
Третью – из трёх – оперу Сергея Рахманинова покажут публике в концертном зале Мариинского театра в воскресенье, 4 декабря. Начало – в 18:00.
«За свою жизнь Сергей Рахманинов сочинил всего три оперы, больше тяготея к кантатно-ораториальным жанрам. «Франческа да Римини» также мыслилась почти как кантата. Здесь нет ярких драматических столкновений: вместо того чтобы следить за перипетиями сюжета, композитор предлагает погрузиться в бесконечное странствие по лабиринтам человеческой души. Музыка окрашена в тёмные рахманиновские тона, а сочетание эмоциональной приподнятости и отстраненности напоминает о симфонических произведениях композитора», – описывают произведение специалисты театра. Им виднее.
Они добавляют – в порядке исторической справки – что либретто «Франчески» Модест Чайковский написал ещё в девяностых годах XIX века и предложил его Римскому-Корсакову и Лядову. Взялся за его переложение на музыку, однако, Рахманинов – в 1900 году, во время поездки по Италии. Завершено сочинение было вместе со «Скупым рыцарем» в 1904 году, в период пребывания Рахманинова на посту директора Большого театра, а премьера обоих произведений состоялась в Большом театре в 1906-м.
***
Наконец, 2-4 декабря в «Севкабель Порту» (если быть точными, в пространстве «Цех», на первом этаже) пройдёт седьмая Гаражная распродажа. На прилавках будет множество винтажной одежды, декора, антикварной мебели, винила и растений. Сделав перерыв, можно будет танцевать под диджей сеты или играть в пинг-понг.
«На прошлых сейлах мы встретили: винтажное свадебное платье, подвешенное прямо к потолку «Цеха», рейлы с одеждой бывшего парня, восточные ковры, советскую мебель и даже настоящий спортивный мустанг. Были замечены большие монстеры и милые кактусы в горшках, а еще стеллаж для обмена книгами», – говорят организаторы.
Кстати, если вам показалось, что в название мероприятия на английском языке – Garage Sail – вкралась ошибка, вызванная одинаковым чтением двух слов с разным написанием, то устроители спешат успокоить. С их познаниями в лингвистике всё в порядке, а игра слов осознанная, так как парус (sail) – это значительно более романтический образ, напоминающий о дальних странствиях и охоте на сокровища.