На фоне ухода западных розничных марок из области лёгкой промышленности из России встаёт вопрос – как и чем заменять их продукцию? Дальше надеяться практически полностью на зарубежных поставщиков – пусть и только из по-прежнему дружественных стран типа Турции или Китая – или всё-таки пробовать развивать своё, благо уход западных конкурентов даёт уникальный шанс и пусть немного, но освобождает нишу? В Смольном решили поставить на второй вариант и хотя бы в рамках города поддержать – и интегрировать – уже работающих в этой отрасли дизайнеров, которые дают ей самый главный продукт, то есть – идеи. Для этого и был создан проект «Петербургский дизайн», в рамках которого коллекции более ста петербургских брэндов размещены в магазинах на площадках трёх торговых центров: «Питер Радуга», «Лето» и «Континент на Байконурской». Корреспондент «Диалога» разбирался в том, как работает эта инициатива.
Как пояснили в городском комитете по промышленной политике, инновациям и торговле, для того, чтобы принять участие в проекте «Петербургский дизайн», предприниматель или самозанятый должен соответствовать нескольким простым требованиям. Во-первых, нужно быть «прописанным» в Петербурге. Во-вторых, нужно пройти регистрацию и диагностику на сайте «Городского акселератора Санкт-Петербурга» (espb.pro). Наконец, необходимо быть готовым поддерживать ассортиментную матрицу и размерную сетку на протяжении срока реализации проекта.
«Чтобы стать участником проекта, необязательно массово производить одежду или аксессуары: в проекте участвуют как дизайнеры с небольшим количеством товара, которые появились год-два назад, так и уже более крупные производства. «Петербургский дизайн» создан для всех локальных брэндов, заинтересованных в развитии», – добавили в комитете.
Сейчас проект имеет характер пилотного, а по его результатам – в конце января – будет принято решение о масштабировании. В дальнейшем город намерен не просто развивать инициативу, распространяя её на большее количество брэндов и торговых точек, но и помогать дизайнерам с выходом на международные рынки и подключать швейную промышленность.
«Важно предоставить жителям и гостям города возможность приобретать качественные и стильные вещи и при этом поддерживать петербургских предпринимателей. Такой подход даст молодым маркам отличный шанс заявить о себе, закрепить позиции на модном рынке в связи с уходом иностранных брэндов и попробовать себя в оффлайн-продажах с поддержкой от города. «Петербургский дизайн» – это принципиально новая модель взаимодействия между дизайнерами, ТРК и покупателями. С дизайнерами заключён договор, по условиям которого участие для брэндов полностью бесплатное. Дизайнер полностью получает ту цену за товар, которую он установил. Наценка делается для оплаты налогов, эквайринга, необходимых платежей», – пояснили в ведомстве.
«Петербургский дизайн» – это не только одежда, но и обувь, и головные уборы, и сумки, и аксессуары. Большая часть их не только разрабатывается, но и производится в городе. Побывав в выставочно-торговых точках проекта, корреспондент «Диалога» убедился в том, что представленные там товары абсолютно несхожи между собой – а значит, там можно найти вещи практически на любой вкус: от повседневных до празднично-роскошных. Правда, необходимо отметить, что практически все эти изделия относятся к среднему ценовому сегменту или выше: это точно не ширпотреб «как с ближайшего рынка». Но задача конкурировать в этой нише, видимо, и не ставится – как малореалистичная.
«Присоединившись к проекту, мы добиваемся того, что о нас узнаёт город, наши люди, наши земляки – из Санкт-Петербурга. Я считаю, что оффлайн-площадка – это всегда хорошо, потому что это визуальная, тактильная история, и на ней можно показать лицом нашу продукцию: через Сеть мы не можем ни посмотреть, ни пощупать изделие, ни вдохновиться. Мы намерены развиваться дальше вместе, держать обратную связь, помогать друг другу. Я искренне желаю, чтобы проект развивался и шёл дальше», – рассказала «Диалогу» дизайнер Ольга Кольвах, основательница брэнда собственного имени и одна из участниц проекта.
Действительно, как указывают специалисты, ведение продаж в Интернете, в собственных отдельных магазинах и в больших торговых комплексах сильно отличается. Небольшие компании, имея опыт в одном виде розничной деятельности, могут «проседать» в другом, поэтому им будет полезна помощь города – не только путём размещения их товаров в крупных, хорошо заметных торговых точках, но и в виде, например, обучающих круглых столов и лекций.
Отметим, что тренд на распространение «локальной» продукции (“Buy local”) не уникален для Петербурга и даже для России, а также характерен в первую очередь не только – и не столько – для лёгкой промышленности. Правда, авторы подобных инициатив, как правило, в качестве мотивации указывают не экономические санкции, а другие аргументы. Один из них – это «местный патриотизм» (в который входит и осознание того, что деньги за товары уходят не транснациональным корпорациям, а своим же соотечественникам или даже жителям своего же города, что позволяет также создавать дополнительные рабочие места). Другой довод в пользу местных товаров – отсутствие в составе их стоимости таможенных пошлин и дополнительных транспортных расходов. Последнее также может способствовать уменьшению экологического следа таких производств.
«Фишка петербургских брендов – это натуральные материалы, производство в Санкт-Петербурге, широкие размерные сетки, ручная работа и забота о каждом стежке. Бренды родом из Петербурга стремятся к экологичности и безотходному производству – и, конечно, адаптируют вещи к северной погоде!» – говорят организаторы проекта «Петербургский дизайн».
Илья Снопченко / ИА «Диалог»