Site icon ИА «Диалог»

Парадный фасад особняка Румянцева открыт после реставрации

В среду, 2 ноября, был официально представлен отреставрированный фасад особняка Румянцева со стороны Английской набережной, 44. В здании, напомним, находится один из филиалов Музея истории Санкт-Петербурга.

«То, что мы затеяли в начале нынешнего года, всё-таки осуществилось, и мы присутствуем при открытии памятника истории. Хотелось бы сказать искренние слова благодарности коллегам, которые помогали осуществлять этот замысел. Подрядчик говорил: «До конца года мы это сделаем», на что я отвечал «Надо раньше» – и они сделали раньше на два месяца. Мы продолжим работу по обустройству наших филиалов, что принесёт дополнительные посещения нашего города туристами. Планы большие, и город выделяет на это большие суммы – в частности, миллиард рублей городское правительство направит на реставрацию Петропавловской крепости. На это же мы направим и собственные средства, полученные за счёт продажи билетов и аренды. В будущем году 700-летие отмечает крепость Орешек – и мы намерены хотя бы провести туда энергию, так как кабель 60-х годов прошлого века уже не один раз рвался», – заявил генеральный директор музея Владимир Кириллов.

Он пояснил, что реставрация фасада обошлась в 40 миллионов рублей. В дальнейшем предполагается начать работы и во внутренних помещениях здания на Английской набережной (второй вход в него, напомним, осуществляется с Галерной улицы, 45), так как они тоже нуждаются в обновлении и ремонте.

Заместитель председателя комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Александр Леонтьев напомнил, что завершившиеся сейчас работы предусматривали, в первую очередь, приведение в порядок фундамента здания, так как фасад корпуса отрывался от остального здания на протяжении не одного века.

«Несколько владельцев пытались с этим бороться, а в этом веке уже серьёзно пришлось заниматься вопросом – укреплением фундаментов и, можно сказать, прикреплением стены к поперечным стенам, отходящим вглубь двора. Затем – реставрация чугунного ограждения балкона и барельефа в тимпане. Исторический вид практически не изменился, только восстановлены некоторые детали – в барельефе, ограждении, лепнине карнизов», – пояснил чиновник.

По его словам, причиной структурных проблем со стенами являлось расположение здания у самой Невы – которая раньше подходила к красной линии Английской набережной значительно ближе – и, следовательно, влияние как самой воды, так и в особенности периодических наводнений. Постепенно набережная сдвигалась вглубь русла реки, но ситуацию с фундаментами никто не исправлял. Вода размывала основания, фундаменты портились, где-то прогнили лежни.

«Особняк Румянцева как нельзя лучше иллюстрирует историю всего Петербурга. С первых лет строительства города этот участок уже был занят; всё перестраивалось несколько раз, лицевой фасад приходил в аварийное состояние. Я сам ужасался, читая исследования, которыми занимались сотрудники института «Ленпроектреставрация» – состояние памятника представляло опасность. Наконец, мы укрепили фундаменты, закрепили стены, и я надеюсь, это будет стоять неколебимо, как Санкт-Петербург», – отметил Леонтьев.

По словам Кириллова, несделанной остаётся надпись, украшавшая фронтон здания – «От государственного канцлера графа Румянцева на благое просвещение». Она набрана из позолоченных латунных букв. Вскоре они будут восстановлены и возвращены на место; места их крепления при работе над фасадом были чётко обозначены.

«Хочется отметить высокое качество организации и проведения работ при реставрации особняка. Добавлю, что за прошедшую неделю была утверждена перспективная программа на 2023-25 годы – и только в следующем году в городе будет выполняться ремонт фасадов почти 500 объектов. Город преображается, и тот бюджет, который в Петербурге наполнен, позволяет нам заботиться о прекрасных памятниках и фасадах лучшего и самого прекрасного города на свете», – добавил врио начальника Государственной административно-технической инспекции Алексей Геращенко.

Илья Снопченко / ИА «Диалог»