Site icon ИА «Диалог»

Пойдём слушать рекламу. В Александринском театре показали фестиваль «Ожившая музыка»

На сцене Александринского театра представили необычный проект «Ожившая музыка». Про сочетание, скажем, живой музыки и немого кино мы уже слышали, но авторы нынешней идеи пошли ещё дальше: если коротко, то зрители смогли увидеть на экранах, в сопровождении симфонического оркестра… шедевры мировой рекламы.

Первая ассоциация, которая возникла у нашего корреспондента, когда он узнал о сути идеи – это, как ни странно, даже не «99 франков» Фредерика Бегбедера, а «451 градус по Фаренгейту». Для большинства реклама – это надоедливый и раздражающий заполнитель пространства, от которого хочется избавиться как можно скорее, а воспринимать её всерьёз, казалось бы, могут только специалисты или… персонажи знаменитой антиутопии Рэя Брэдбери, которым промыли мозги. Но – авторы «Ожившей музыки» решили сломать и этот стереотип, взглянув на рекламу через призму её музыкального оформления. А оно далеко не всегда состоит из каких-нибудь трёхкопеечных джинглов: в некоторых дорогих и масштабных роликах можно слышать и популярнейшие эстрадные мелодии, и совершенно серьёзную классику.

«Этого ещё никогда не было, и мы с гордостью говорим, что нам удалось создать совершенно новый формат перформанса, когда рекламные ролики – и не просто ролики, а шедевры мировой рекламы – идут на большом экране в сопровождении симфонического оркестра. Он в данном случае почти ничего не придумывает, а воплощает тот саундтрек, который был задуман создателями того или иного ролика. Если там звучит симфоническая музыка – так и пусть её исполняет оркестр. Ролики, которые мы используем – это законченные произведения. К примеру, тот ролик, с которого всё начинается – он идёт под увертюру из оперы «Сорока-воровка» Джоаккино Россини – длится две с половиной минуты, а сама увертюра – десять… Но вы даже этого не заметите, потому что для рекламных целей партитура была изменена – но всё равно она имеет начало, кульминацию и финал. Мы выбрали ролики с достаточно большой продолжительностью, чтобы музыка могла раскрыть свой потенциал», – рассказал Даниил Костинский, автор идеи и продюсер фестиваля, известный по проекту «Ночь пожирателей рекламы».

В программе фестиваля – 60 видео самых различных марок. В основном, разумеется, западных (и самых что ни есть топовых: среди их режиссёров – и такие совсем не рекламные имена, как Дэвид Линч, Мартин Скорсезе, Андрон Кончаловский), но среди них можно обнаружить и советскую рекламу электросковороды, снятую в 1974 году… и наложенную на классическую музыку, разумеется. И один отечественный привет из более недавних времён.

«В нашей программе только один российский ролик, но опыт проведения фестиваля показывает, что он вызывает самую бурную реакцию публики», – добавил Костинский.

Представление в Петербурге состоялось, и у проекта впереди – Ханты-Мансийск. В 2023 году проект должен выступить в 30 крупных городах России (в том числе предполагается и возвращение в Петербург).

«Самое трудное – в том, что музыка привязана к картинке, и соединить музыку с теми ходами, которые мы видим на экране, очень сложно. Это работа «на грани». Обычно мы играем свободно, сегодня – чуть быстрее, завтра – чуть помедленнее, а сейчас у нас очень жёсткий тайминг. Что касается рекламы как таковой, то очень трудно «влюбиться» в то, что мы сейчас видим на экранах – за исключением «лихих 90-х», когда ролики могли быть живыми и вызывать интерес. Тогда их снимали и Бекмамбетов, и Грымов… это можно было назвать рекламой в хорошем смысле слова», – поделился впечатлениями Игорь Разумовский, дирижёр фестиваля «Ожившая музыка».

Илья Снопченко / ИА «Диалог»