Грамматически корректную точку в конце предложения большинство виртуальных собеседников считает дурным тоном, а автора сообщения и вовсе могут счесть высокомерным снобом или излишне грубым человеком. Почему в обычном знаке препинания стали видеть отрицательную эмоциональную окраску, «Диалог» разбирался с экспертами.
Подтверждают это не только мнения отдельных людей, но и полноценные научные исследования. Ещё несколько лет назад учёные из Бингемтонского университета (США, штат Нью-Йорк) доказали, что большинство людей рассматривают точку в конце сообщения как негативный признак. Участникам эксперимента предложили прочитать 16 коротких примеров переписок и сделать вывод о каждом из виртуальных собеседников.
Часть предложений начиналась с вопроса, а заканчивалась односложным ответом с точкой в конце. По итогам опроса большинство участников расценили ответы с точкой как более неискренние. Исследование также показало, что восклицательный знак в конце сообщения люди напротив считают признаком искренности.
Учёные, проанализировав результаты, сделали вывод о том, что текстовой переписке не хватает социальных маркеров, которые есть при живом общении. Именно поэтому, переписываясь виртуально, человек полагается на пунктуацию, смайлы, грамматические ошибки, а также структуру построения предложения.
За последние годы классические знаки препинания в интернете не только перестали работать, но и обросли новыми смыслами. Например, многоточие теперь это не только символ сомнения и недосказанности, использовать его могут и для выражения сарказма. Более того, даже самые грамотные пользователи социальных сетей позволяют себе писать имена собственные с маленькой буквы и намерено пропускают запятые.
Умирающий знак
Британский филолог, языковед-англист Дэвид Кристал (David Crystal) считает, что точка как знак препинания, отделяющий одну мысль от другой, умерла. По его словам, значение точки уменьшается, так как вся коммуникация производится на манер чата, где точкой становится сам факт отсылки (условный перевод строки).
Более того, он уверен, что, становясь излишней, точка обретает дополнительное значение, показывает иронию или раздражение. Например, банальное «Хорошо» написанное как «Хорошо.» звучит явно раздражённо.
На отказ от точки повлияли и технические ограничения. Она стала не так необходима в эпоху Твиттера, когда требовалось уместиться в 140 символов.
«Экологичное» общение
Эксперт по практическому этикету и деловому протоколу Татьяна Баранова поделилась с «Диалогом» своим взглядом на данную проблему.
«Безусловно, грамотная письменная коммуникация предполагает, что в предложениях знаки препинания расставляются в соответствии со всеми правилами. И точка в конце предложения – не исключение. Но когда мы переписываемся в мессенджерах, комментариях под постами или на каких-либо онлайн-платформах, мы не ведём полноценный обмен письмами – это, по сути, устная речь, оформленная текстом. Есть даже такой термин «устно-письменная речь».
Отправляя вопрос своему коллеге «Можешь помочь?», мы ожидаем, что получим понятный и однозначный ответ. Сообщение: «Нет. Занят.» оставляет поле для интерпретации: написал его отправитель в раздражении или он сожалеет, что так получается. Если бы мы общались вживую, офлайн, то по интонации собеседника, по его жестам, позам и мимике мы бы поняли эмоциональный посыл ответа. Но в сообщении такой возможности нет. И тогда нам приходится додумывать самостоятельно, что именно имел в виду автор. И здесь мы цепляемся за любые знаки, которые видим: наличие или отсутствие смайликов, использование восклицательных знаков, многоточий или повторяющихся знаков пунктуации (например, несколько знаков «?» подряд).
Многие сегодня расценивают точку в конце предложения в мессенджере как сознательный выбор знака отправителем. Если не поставил «улыбочку», значит, не улыбался. То есть по этой логике точка – это грубость. Хотя по факту, конечно же, это далеко не всегда так.
Не обязательно заменять каждую точку смайликом, но можно писать чуть более «экологично» и понятно, чтобы получатель не был вынужден достраивать логику отправителя, основываясь на знаках, а не на прямом смысле сообщения. Грамотных собеседников, которые умеют корректно общаться и устно, и письменно, ценят всегда. Так что «играть» со знаками препинания нужно аккуратно.
И в целом полезно проявлять уважение к собеседнику. В онлайне такое уважение может проявляться через лаконичность и грамотность сообщений, через взвешенный подход к выбору времени для отправки сообщения, через предпочтение текстового сообщения голосовому и т.д. Нюанс в том, что иногда мы ориентируемся только на себя, а не на удобство визави. И тогда получается, что, например, отправить голосовое сообщение удобнее, чем набрать свою мысль текстом. Но вот прослушать голосовое сообщение занимает гораздо больше времени, чем пробежать глазами по тексту. Так что в идеале прежде, чем отправить голосовое сообщение малознакомому человеку, лучше заранее уточнить, насколько ему было бы комфортно его получить и прослушать. В конце концов это забота не только о собеседнике, но и о себе: чем удобнее и приятнее визави с нами общаться, тем быстрее он будет отвечать на наши вопросы и в целом с большей охотой выходить на с нами связь», — поделилась с «Диалогом» мнением Татьяна Баранова.
Однозначно ответить, уходит ли точка в прошлое, оставаясь лишь знаком препинания для официальных документов и статей, сложно, но будьте готовы к тому, что обычное уважение к грамматике может превратить вас для собеседника в не самую приятную личность.
Екатерина Щербакова / ИА «Диалог»