Редевелопмент исторических особняков: кто и как даёт новую жизнь старому фонду Петербурга
05 октября 2022 | 17:39| ГородБывают дома, словно редкие виды из Красной книги. В Петербурге таких уникальных объектов много, но даже их включение в «защищающие» реестры помогает не всегда. Порой война между градозащитниками, застройщиками и властью затягивается на годы, например, как в ситуации с дачей Громова в Лопухинском саду. О малоизвестных зданиях-счастливчиках, которые всё-таки дождались своего шанса на новую жизнь, читайте в материале «Диалога».
Его Величество Фасад
Это сегодня здесь звучат музыка и смех, артисты выставляют ноты, а в соседнем помещении реставраторы колдуют над внутренним интерьером. С 1970-х годов дача Громова в Лопухинском саду Петроградского района Петербурга приходила в упадок. В 90-ых здание арендовали мелкие коммерческие фирмы, но в «нулевых» ушли и они. Образец деревянного зодчества на 13 лет практически перешёл в статус «заброшки».
По Лопухинскому саду гуляли, наверное, все и все обращали внимание на старейший памятник деревянной архитектуры, но мало кто знает, что было за заколоченными окнами 200 лет назад. В начале XIX усадьбой владела семья князей Лопухиных, а по территории сада скакало стадо оленей, что привлекало немало зевак, но уже в 1820 году здание выкупили под ресторан «Мон Плезир», а в 1848 новым владельцем стал купец Василий Громов. Он ценил роскошь, искусство, природу и занимался продажей древесины. При нём внешний вид сада и дачи изменился настолько, что в 1866 году именно дачу Громова выбрали для приёма американского посла. Зарубежная делегация пришла в восхищение, что отразилось и на страницах американских таблоидов.
После революции дача стала Домом отдыха шофёров-стахановцев, а затем Домом пионеров. В 1937 году здание перешло в собственность ОЛТЦ — Опытного ленинградского телецентра, но в 70-ых его покинули и телевизионщики.
Только в 2013 году дача Громова получила шанс на новую жизнь. Администрация Петроградского района передоложила передать здание молодёжным организациям. Так там поселился любительский театр. Кураторы проводили в особняке спектакли, выставки, творческие вечера. Вот только ни коммуникаций, ни подходящей обстановки внутри не было – тотальное запустение.
Благодаря активной работе петербуржцев власть снова обратила на здание внимание — в 2015 году его признали памятником регионального значения, а уже в 2016-м дачу обнесли строительными лесами. Величественный деревянный фасад удалось отреставрировать. На это потребовались четыре года и 285 миллионов рублей из городского бюджета.
Теперь реставраторы работают над внутренним убранством. По сложности работа сопоставима с отделкой внешнего фасада. Полностью открыть дачу для посетителей планируют в 2024 году. Здание станет Центром искусств с театральными студиями на первом этаже и с музыкальными студиями на втором.
Восстановление дачи Громова для Петербурга уникальный опыт потому, что проходит в симбиозе власти, инициативных молодых петербуржцев и градозащитников.
Особняк Котлова или дача Шаляпина
Особняк купца Дмитрия Котлова в народе называют «дачей Шаляпина». Краеведы и историки утверждают, что к оперному певцу здание вряд ли имеет отношение. Артист там никогда не жил, но мог заезжать в гости к Котлову, вращающемуся в творческих кругах. Купец был меценатом и часто приглашал к себе в гости знаменитостей.
Здание в стиле модерн, напоминающее маленький замок, – известная достопримечательность площади Мужества. Его возвели для купца в 1914 году, но уже через три года национализировали. Помещение приспособили для начальной школы, а затем районной библиотеки. По данным историков, в период блокады в библиотеку приходили люди, чтобы погреться, взять книги и поговорить. После войны здание передали строительному управлению.
В 2001 году КГИОП включил особняк Котлова в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность», а в 2016-м — в перечень объектов культурного наследия регионального значения. За два года до этого, в 2014-м, здание выкупил инвестор. Планировалась полная реставрация объекта и открытие в нём медицинского центра. Буквально на днях планы собственника поменялись – там запустят культурное пространство с интерактивным театром для детей.
Название решили оставить народным – «Дача Шаляпина». По словам владелицы особняка Татьяны Константиновой, пространство будет работать и как арендная площадка. Проводить там спектакли и мероприятия смогут разные коллективы. Кроме того, будет функционировать театральный буфет. Таким образом, здание практически вернёт себе своё историческое предназначение.
Особняк от айтишников
Звучит странно, но это необычный для Петербурга инвестор. Под своё крыло двор особняка и сам особняк Лопухиных-Нарышкиных на Литейном проспекте взяла it-компания, открыв там в 2020 году общественное пространство. Казалось, что всего за месяц существования «Третье место» стало в городе самым модным: во дворе подавали устриц и игристое, по периметру выложили песок, создав подобие калифорнийского пляжа, оборудовали столики на балконе. Из-за количества гостей пробраться к ним не всегда получалось. Удручал и заставлял опасаться за собственную жизнь только антураж над головой – затянутые строительными лесами стены, треснувшие фасады. Однако кого-то эстетика разрушения напротив притягивала.
Восстановление проходило в два этапа. Первый – двор, второй – особняк. Двери внутреннего здания открыли в этом году. Важная ремарка – идеально отреставрированных убранств там не найти.
В особняке появился лекторий с образовательными программами и отдельными лекциями об искусстве, науке и технологиях, мастер-классами от действующих художников и скульпторов, а также кинозал, в котором проходят просмотры и обсуждения независимого кино. Одна из задач пространства – приобщать людей к современному искусству.
А построили особняк в первой трети XIX века для князя В. П. Лопухина, затем известным архитектором Г. А. Боссе перестроили для обер-камергера и благотворителя Э.Д. Нарышкина. Позже дом приобрёл Святейший синод для обер-прокурора К.П. Победоносцева.
Позже туда переехал Синодальный лазарет, а в период СССР клуб «Красный железнодорожник», Дом техники им. Сталина, училище машинистов, а до начала нулевых здание занимал Центральный музей Октябрьской железной дороги. Когда музей решил сменить локацию и все экспонаты вывезли, особняк пришёл в запустение и простаивал в таком состоянии около 20 лет.
Спасите нас
Порой прежде, чем порог исторического здания в Петербурге переступит реставратор или новый инвестор, нужны годы и даже десятилетия. Они смиренно ждут своего часа, но выстоять под тяжестью времени, а иногда и руками вандалов получается не у всех.
Каждое 15 число каждого месяца в 15 часов возле Дома Лермонтова на Садовой, 61 собираются градозащитники, а каждое 3 число каждого месяца они приходят туда в 19 часов. И так уже восемь лет. Пикетируют, читают стихи и объясняют прохожим – именно здесь жил великий поэт и здесь он написал своё одно из самых известных произведений – «Смерть поэта».
Ещё 12 лет назад этот дом был признан аварийным и расселён. Событий с тех пор прошло не мало, но в 2016-м здание всё-таки решили передать Мариинскому театру под жильё для артистов и создание мемориальной зоны памяти поэта Лермонтова. Восстановить объект театр обязался за свой счёт, но воплотить планы в жизнь так и не получилось.
В июле 2022 года стало известно, что проект реконструкции дома может поступить на государственную экспертизу в сентябре, тогда же, возможно, приступят к ремонтно-реставрационным работам. Мемориальную зону тоже обещают – под неё выделять весь второй этаж и создадут отдельный вход. Однако градозащитники настаивают на том, чтобы музеем стало всё здание, а не один этаж.
Если в ситуации с Домом Лермонтова есть хоть какая-то ясность, то, чего ждать некогда роскошной усадьбе Эрнеста Игеля, признанной объектом культурного наследия, по-прежнему неясно.
Игель купил усадьбу в конце XIX века, а к ней пристроил большой ресторан, где неоднократно бывали Горький, Шаляпин, Чехов. Вот уже более 10 лет в гостях исключительно мародёры. Из заброшенного здания, кажется, вынесли всё: изразцовые печи, куски лепнины, старое дерево, стены и колоны изуродованы краской.
В начале 2020 года Смольный нашёл инвестора, готового взять на себя реставрацию и уход за памятником. Особняк планировали превратить в гостиницу, но вмешался пожар. Хорошо известно, что старые петербургские заброшки зачастую используют люди без определённого места жительства. Чаще всего в особняки заходят осенью и зимой, чтобы погреться, разводят костры.
Ноябрьский пожар привёл к частичному демонтажу кровли, кроме того, ветхое задание обильно залили водой, часть пролётов серьёзно прогнила.
КГИОП неоднократно заявлял, что предупреждал инвестора о необходимости восстановить объект. Весной прошлого года суд оштрафовал нового владельца за бездействие на 200 тысяч рублей, а уже в этом году инвестор заявил, что начать работы не получается из-за возросшей стоимости строительных материалов. Пока вопрос с началом ремонта остаётся открытым.
Объектов с похожей судьбой в Петербурге значительно больше, чем инвесторов, готовых их спасти. Градозащитники надеются, что власти буду активнее включаться в процесс по восстановлению, закладывая необходимые суммы в городской бюджет. Кто знает, может быть, опыт по реставрации Дачи Громова, где вместе за руку шли и горожане и власть, – это лишь один из первых шагов к череде чудесных воскрешений из руин.
Екатерина Щербакова / ИА «Диалог»