Site icon ИА «Диалог»

Владивосток далеко, но Эрмитаж-то нашенский. В Приморье открылись дни петербургского музея

открытие дней Эрмитажа во Владивостоке, Мадонна Делле Грацие, живопись, картина, культура

фото: Илья Снопченко / ИА "Диалог"

Дни Эрмитажа начались во Владивостоке во вторник, 27 сентября и продолжатся до 2 октября. Один из важнейших петербургских музеев таким способом уверенно продолжает экспансию в регионы.

«Я очень рад объявить, что очередные Дни Эрмитажа во Владивостоке начинают свою работу. Дни Эрмитажа ‒ это уже нормальное функционирование центра “Эрмитаж ‒ Владивосток”, хотя у нас впереди ещё большая стройка и большая реставрация, но мы уже работаем полноценно. Все наши Дни Эрмитажа ‒ это всегда рассказ об Эрмитаже, это попытка привнести дух Эрмитажа в те места, куда мы приезжаем. Во Владивостоке это очень хорошо удаётся. Есть целый ряд вещей, которые у нас прекрасно получаются, потому что мы делаем их вместе», ‒ заявил в видеоприветствии генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

открытие дней Эрмитажа во Владивостоке, Мадонна Делле Грацие, живопись, картина, культура

В Приморской государственной картинной галерее на экспозиции, напомним, находится картина Лоренцо Лотто «Мадонна Делле Грацие» из собрания Эрмитажа.

«Идея предоставить именно эту картину родилась в сотрудничестве с Приморской художественной галереей. Они давно хотел получить какой-нибудь шедевр, относящийся к эпохе итальянского Возрождения. Кроме того, «Мадонна Делле Грацие» была выбрана не случайно, потому что нам в Эрмитаже хотелось, прежде всего, рассказать о той работе, которая проходит в музее, которую проводят хранители, научные сотрудники, реставраторы. Она обычно скрыта от зрителя, он имеет об этом смутное представление – но мы постарались рассказать об этой работе, в том числе, в каталоге, изданном к этой выставке», – рассказала Ирина Артемьева, ведущий сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа и куратор выставки.

Она пояснила, что эта картина попала в собрание Государственного Эрмитажа и была идентифицирована примечательным образом. Долгое время она даже выглядела иначе, и её происхождение было неясным. Более ста лет она находилась в запасниках музея, а в 2017 году Артемьева решила разобраться с генезисом этого полотна, обратившись к книге счетов Лоренцо Лотто, которую художник вёл с 1542 года и до смерти. Среди прочего, живописец учитывал все поступления средств от заказчиков.

«Вариантов было не так много: всего две «Мадонны», о которых Лотто писал в этой книжечке, не были к тому времени идентифицированы. Про одну ничего вообще нельзя было сказать, а вот расходы, связанные со второй, упоминались несколько раз. Она была написана в Венеции, когда он жил в доме своего племянника Марио Дармана, и он по просьбе хозяина дома написал несколько работ. «Мадонна Делле Грацие» была создана по случаю пострижения в монахини Лукреции, дочери хозяина дома. Из записи очевидно, что она была написана на доске, однако на имевшейся у нас картине не было упомянутых в описании трёх ангелов – на фоне был какой-то странный занавес, и я подумала, что, может быть, он скрывает то, что мы сейчас не видим? И действительно, при исследовании полотна в рентгеновских лучах, а потом в инфракрасных, проявились три фигуры ангелов, причём в очень хорошем состоянии, и стало понятно, что это та самая «Мадонна Делле Грация». Реставраторы с большим энтузиазмом восприняли эти результаты, и очень быстро удалось снять чужеродные записи. Таким образом, в нашей галерее оказалась не просто работа Лоренцо Лотто, а работа досконально документированная, так как мы далеко не всегда знаем обстоятельства, в которых создавались те или иные произведения», – добавила Артемьева.

В нынешние Эрмитажные дни для жителей приморской столицы – и специалистов всего Дальнего Востока – петербургский музей приготовил обширную программу: от выставки фотографий эрмитажных котов до мастер-классов для реставраторов. Кстати о животных: в состав делегации вошёл знаменитый эрмитажный кот Сигизмунд, который будет участвовать в детских программах.

Также напомним, что в столице Приморского края строится культурно-музейный центр, в котором будут работать филиалы Эрмитажа и Третьяковской галереи, РГИСИ и Мариинского театра. Последний, как мы в своё время уже рассказывали, представлен во Владивостоке полноценной сценой со своим уникальным коллективом.

Илья Снопченко / ИА «Диалог»