«Проблема первого мира», знакомая большинству горожан в наше время: шкафы ломятся от одежды, а надеть, возможно, и нечего. Что можно сделать с ненужными вещами, при этом не навредив экологии и не расточая природные ресурсы, пошедшие на их изготовление, без крайней нужды – разбирался корреспондент «Диалога».
«Объём отходов модной индустрии достигает 92 млн тонн в год, утверждают в Greenpeace. Три из четырёх купленных предметов одежды попадают на свалки или сжигаются. Почему? «Быстрая мода» побуждает людей покупать новую одежду, которая быстро надоедает и захламляет планету. Лучший способ борьбы с отходами – не создавать их. Придумайте, как починить любимый предмет одежды или переделать его вместо того, чтобы покупать новые вещи», – указывают в общественном движении «РазДельный Сбор».
Существует несколько способов «цивилизованно» избавиться от ненужной или пришедшей в негодность одежды. Например, джинсы, порвавшиеся (как обычно с ними происходит) на «причинном месте» тоже могут быть переработаны, если и не вернутся в пригодную к ношению форму: на ветошь или волокно. Начальный способ избавиться от ставшей нежеланной вещи – отдать её или продать за символическую сумму через онлайн-площадки типа «Авито» или «Юлы», или через одно из существующих sharing-сообществ. Целые, но ненужные предметы также можно сдать на целевые благотворительные сборы – например, для беженцев из Донбасса, погорельцев или бездомных, подопечных организации «Ночлежка».
Самые распространённые (и визуально заметные) варианты – боксы для сдачи вещей, в основном относящиеся к сетям «Лепта» и «Спасибо». Они ценны тем, что могут находиться в шаговой доступности и позволяют просто избавиться от ненужной одежды без необходимости искать ей конкретного адресата – это возьмут на себя организаторы проектов.
«Вещи, которые сдают желающие помочь люди в наши зелёные контейнеры (более 200 на территории Санкт-Петербурга и Ленобласти), распределяются по нескольким направлениям. Часть вещей продаётся в благотворительных магазинах, и средства от их реализации идут на реабилитацию детей с неврологическими заболеваниями, восстановление памятников архитектуры и другие социально значимые проекты», – говорят организаторы «Лепты». Непригодные к дальнейшему ношению вещи отправляются в Екатеринбург, где перерабатываются в ветошь: ежемесячно таким способом утилизируется до 70 тонн текстиля.
Кроме того, в столичных регионах (Москве, Петербурге, Московской и Ленинградской областях) под эгидой «Лепты» работает сервис Tolkovo, который позволяет сдавать годные к ношению вещи через постаматы и в пунктах приёма. За одежду, пригодную для продажи, начисляются баллы, остальное передаются в благотворительные фонды или на переработку. Создатели услуги позиционируют её как «единственный сервис в России, с помощью которого можно расплатиться за товары и услуги ненужными вещами».
«Эти вещи находят вторую жизнь в нашем секонд-хенде нового поколения в центре Питера, отправляются на вещевую помощь или перерабатываются. Вырученные средства направляются на благотворительные программы фонда «Лепта», – указывают организаторы. В их сообществе в социальной сети «ВКонтакте» приводится подробная инструкция о том, как зарегистрироваться в сервисе и пользоваться его услугами – а также о том, как построен процесс.
Как рассказали «Диалогу» в администрации благотворительной сети «Спасибо», сейчас у них установлено 180 контейнеров для сбора ненужной одежды по всему Петербургу. При этом у предприятия открылись новые магазины (только за последний год – два), появились и новые контейнеры, поэтому и количество собираемых вещей растёт пропорционально этому расширению.
«Один контейнер в среднем в месяц собирает около 1 тонны. Если усреднить, то в месяц мы получаем порядка 160-170 тонн ненужной одежды, которую распределяем и отправляем напрямую в благотворительные фонды, раздаём бесплатно в нашем центре выдачи вещей, где ежегодно одевается 8000 семей, а также продаём в 10 магазинах, а выручку за вычетом накладных расходов, отправляем в благотворительные фонды», – говорит PR-директор сети Ксения Чепига.
По её словам, сервис принимает практически любой текстиль – от верхней одежды до постельного белья, с единственным исключением: нельзя сдавать нижнее бельё. Из собранного порядка 40% отправляется в бесплатный центр выдачи вещей и в благотворительные фонды, 25% – в магазины, столько же – на переработку. Остальные 10 процентов неизбежно приходится утилизировать как мусор.
Какая же судьба ждёт те вещи, которые отправляются в переработку? Это вопрос, который наверняка в первую очередь волнует тех, кто сдаёт любое вторсырьё.
«Сейчас мы работаем с двумя партнёрами: Это «Лидер текс» и «Техно текстиль». «Техно текстиль» делает из вещей протирочную ветошь, а также набивку для спортивных груш, наполнители для матрасов и техновату, которую можно использовать как утеплитель или подложку под линолеум. «Лидер текс» тоже часть вещей отправляет в протирочную ветошь, а часть – через партнёров – превращают в регенерированную нить, из которой потом можно делать новые изделия. Сейчас они запускают своё производство строительных перчаток из такой нити, что позволит увеличить объёмы перерабатываемых вещей во что-то новое», – пояснила Ксения Чепига.
Она также поясняет, что область переработки одежды сталкивается с рядом проблем, в целом общих для всех предприятий, которые работают с любым вторсырьём. Главная – в том, что для наращивания объёмов (без которого очень трудно сделать такое производство рентабельным) нужен организованный сбор.
«Объёмы собираемого не перекрывают потребность. До февраля 70% вещей, идущих на переработку, завозили из Европы. Пока мы не покрываем даже эти проценты. Вторая проблема – дорогое и сложно доставаемое оборудования для создания линий переработки: для начинающих стартапов такие суммы обычно неподъёмны. Зато они активно начинают развивать направлении апсайклинга: он требует меньше затрат на входе и больше творческого подхода», – указывает специалист сети «Спасибо».
По данным организации, за 12 лет работы удалось получить и передать нуждающимся 1216 тонн одежды, а также набрать 38,5 миллиона рублей для благотворительных организаций. По сравнению с порядком цифр, озвученных в начале материала, это, казалось бы, капля в море – однако это именно та капля, которая постепенно стачивает камень.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»