На днях действие закона о комплексном развитии территорий (КРТ) приостановили до 2024 года. А его принятие стало в свою очередь одним из самых обсуждаемых событий ушедшего лета. Если вкратце о законе, то он позволяет сносить здания 1957–1970 годов постройки вне зависимости от их состояния, а оставшиеся территории отдавать девелоперам для освоения. Несложно догадаться, что КРТ грозит переселением тысячам петербуржцев из разных районов города. О том, как это скажется на городе и горожанах, а также о том, почему хрущёвки — это не просто «ветхое» жильё, это культурно-исторический феномен, читайте в нашем материале.
Что происходит?
Комплексное развитие территорий (КРТ) — это освоение пространства путём сноса старых зданий и постройки новых или реконструкции. Это грандиозная программа по развитию территорий: город обновляет целые микрорайоны и кварталы: сносит старые здания и строит на их месте большие жилые комплексы с детскими садами, больницами, школами и другими объектами инфраструктуры. А жителей переселяют в новые квартиры. Все мы помним, как в 2017 году реновация проходила в Москве. Тогда жители столицы стали выходить на многотысячные митинги и просить отклонить законопроект, поскольку сочли его нарушением своих гражданских прав.
В конце 2020 года, ссылаясь на московский опыт, в России приняли закон о комплексном развитии территории (в народе его часто называют «всероссийская реновация»). Так, регионы помимо ветхих домов, теперь могут расселять неаварийные индустриальные постройки в случае износа крыши или фундамента, а также если капитальный ремонт дома нецелесообразен. Жителям взамен предложат равнозначное жилое помещение или денежную компенсацию в размере кадастровой стоимости квартиры.
Что делать, если менять квартиру не хочется?
Как сказано выше, жильцам квартир, которые проживают в доме, входящем в программу реновации, предложат денежную компенсацию на покупку новой квартиры. Вот только эта сумма будет равна кадастровой стоимости квартиры. А это, скорее всего, невыгодно для владельца жилого помещения. Если переезжать не хочется, то можно попытаться найти тех, кто также не в восторге от идеи смены жилья. Дело в том, что согласно закону о КРТ, если более 1/3 собственников квартир в доме проголосуют против реновации, то здание могут убрать из программы. Если же против проголосует меньшее количество жильцов, людей могут заставить переехать в судебном порядке.
Что не так с петербургским вариантом КРТ?
Согласно питерскому варианту программы, новое жильё людям будут выделять «в том же поселении, городском округе». Это значит, что квартиру могут дать в любой границе города. То есть теоретически людей могут переселить куда угодно в пределах города. Жители Чёрной речки (там много хрущёвок, подлежащих сносу) могут быть законно переселены в Колпино, а жители Кировского района — на Парнас. Во время московской реновации ситуация была другой. По столичным меркам петербуржцы могли бы переехать в пределах муниципального округа: например, проживающих на «Черной речке» дальше «Старой деревни» или «Лесной» не переселили бы.
Срок эксплуатации хрущёвки составляет 25 лет?
Эксплуатационный срок хрущёвок составляет 25 лет в том случае, если они были сделаны из камышита. Возможно, вы даже никогда не слышали о таком материале, и это неудивительно. Хрущёвок из камышита в Петербурге нет, как нет и нормативных документов, которые бы говорили о сроках «жизни» построек, если они сделаны из других материалов. Однако известно, что срок службы построек из бетонных блоков и с бетонными перекрытиями составляет сотню лет. Не совсем понятно, почему информация именно о 25 годах эксплуатации «ушла в народ», но люди этому охотно верят. Хотя сроки «жизни» у хрущёвок разные и зависит это от их типа и материалов, которые применялись при строительстве.
«Некоторые хрущёвки рассчитаны на 150 лет эксплуатации. Многие из них при должном уходе могут служить 100 лет и более. Поверьте, у этих зданий большие перспективы, ведь если сравнивать их с людьми, то хрущёвка — это человек, которому 27 лет. Он прожил треть жизни, еще не достиг многого, но у него все впереди», — говорит Филипп Урбан, эксперт в области индустриального домостроения.
Зачем же их сносить?
Ответ на этот вопрос кроется внутри хрущёвок — в коммуникациях, а точнее в их износе. Стоит отметить, что многие здания действительно успели обветшать и выглядят не очень презентабельно, однако если их внешний вид может улучшить косметический ремонт, то с коммуникациями куда сложнее. Они сильно изношены, а их замена — это очень трудоёмкий процесс. Дело в том, что в хрущёвках зачастую очень маленькие подвалы (около 1 метра в высоту) и практически нет удобного выхода на крышу. Иногда впрочем звучат предложения вынести коммуникации таких домов наружу, но урбанисты восстают против подобных методов решения проблемы. Поэтому такая радикальная мера, как снос, не выглядит такой уж безумной. Также проблему власти видят и в малоэтажности хрущёвок, мол нерациональное использование пространства. Тут, конечно, урбанисты, предпочитающие невысокую застройку, с ними не согласятся. Однако все хрущёвки действительно имеют всего 5 этажей, а с ростом количества машин у жителей города, заставленные автомобилями дворы стали также большой проблемой.
Почему все хрущёвки пятиэтажные?
Легенда гласит, что подниматься на расстояние до 5 этажа полезно, а вот на 6 уже вредно для здоровья. Однако дело здесь в том, что по нормативам в таких домах не нужно было устанавливать лифты. Хотя суть не в количестве этажей, а в количестве пройденных метров по лестнице. Оказывается, в Советском Союзе считали, что нельзя подниматься по лестнице больше, чем на 15 метров. Вероятность того, что хрущёвки будут иметь 6 этажей была, но от этой идеи отказались, высчитав высоту подъёма на 5 этаж. Правда, в Автово, на Краснопутиловской, есть несколько 6-этажных хрущёвок.
Какими ещё были хрущёвки?
Хрущёвки были и есть самые разные: бетонные, кирпичные, со сверхмалометражными квартирами (сейчас переделаны в офисы), с декором и без и даже пластиковые. Последние были экспериментальным проектом, который даже не собирались воплощать далее в жизнь. Хрущёвки из пластика построили, чтобы показать сему миру, что «мы можем». Однако жить в них было нельзя, там нечем было дышать. Вообще экспериментов с хрущёвками было много. Они и сами, по большому сёту, были экспериментом, крайне удачным в СССР. Появились-то такие жилые дома после Первой Мировой войны в Европе, но наибольшую популярность приобрели именно в Советском Союзе.
Хрущёвки некоторые архитекторы и историки называют объектами неоконструктивизма или неофункционализма, а их историческое и культурное значение в жизни россиян и петербуржцев сложно переоценить. Хотя бы поэтому хрущёвки следует оставить в покое или отреставрировать, а не стирать их с карты города. Ведь они являются важной частью Петербурга, как бы они ни выглядели сейчас. Ведь как говорил знаменитый архитектор Фрэнк Райт: «Если здание функционирует, удобно для жителей и приносит пользу людям, оно не может выглядеть некрасиво».
Роман Деренский / ИА «Диалог»