Уникальное научно-исследовательское судно, созданное для полярников – ледостойкая платформа «Северный полюс» – вышло из Петербурга в свой первый рейс. Перед этим на нём был поднят российский флаг.
Судно, построенное на Адмиралтейских верфях в Петербурге, завершило испытания и готово выйти в Мурманск. Оттуда на борту платформы в Центральную Арктику отправится экспедиция «Северный полюс-41». Она, как уточнили в Арктическом и антарктическом научном институте (ААНИИ), станет продолжением легендарной отечественной программы дрейфующих полярных станций, заложенной в 1937 году четверкой полярников под руководством Ивана Папанина. Только теперь учёные смогут изучать окружающую среду Арктики, находясь не в лагере на льдине, которой может постоянно угрожать разрушение, а на борту судна, специально созданного под их нужды и снабжённого всем необходимым для комфортной работы.
«Экспедиция стартует в середине сентября из Мурманска и отправится на восток, в сторону Новосибирских островов. К месту вмораживания платформа должна добраться примерно за две недели. В начале октября 41-я арктическая дрейфующая полярная станция начнет свою работу. Вокруг судна будет развернут научный лагерь, часть исследований будет проводиться на борту, для этого на платформе обустроено 15 научных лабораторий», — рассказал директор ААНИИ Александр Макаров.
Безопасность судна обеспечена особой формой корпуса, которая оптимальным образом распределяет нагрузку от сжатия, фактически выдавливая судно на поверхность льда. Сконструированная форма позволяет перевозить максимально возможное количество оборудования и запасов, необходимых для двухлетней экспедиции. Руководитель Росгидромета Игорь Шумаков полагает, что этот проект оставит заметный след в истории полярной науки и российского флота.
«ЛСП «Северный полюс» не имеет аналогов в мире. Впервые российские учёные смогут использовать судно в высоких широтах Северного Ледовитого океана и при этом в комфортных и безопасных условиях проводить долгосрочные исследования. Уже в ближайшее время мы будем иметь достоверную и полную информацию с Северного полюса нашей планеты, что очень важно для изучения климата, льдов, прокладки маршрутов по Северному морскому пути, для обеспечения гидрометеобезопасности Российской Федерации. Оборудование и техника, которые ученые смогут теперь взять в экспедицию, позволят выполнить все стоящие перед ними задачи», – пояснил он.
На платформе будут проводить геологические, акустические, геофизические, океанографические и другие исследования, необходимые, в том числе для обеспечения безопасности судоходства по Северному морскому пути.
«ЛСП позволяет изучать природную среду Арктики комплексно – от дна Северного ледовитого океана на глубине около 4 тысяч метров, через всю толщу океана, изучая течения, свойства воды и лед, до верхних слоёв атмосферы и космоса. Для этих целей платформа оснащена самым современным оборудованием, да и сама по себе она является измерительным прибором: в корпус судна встроены специальные датчики, учитывающие воздействие от сжатия льда. Это очень важно, так как одна из основных задач нашего института – обеспечивать прогнозами навигацию на Севморпути. С возрастанием грузопотока в арктических морях роль гидрометеорологического обеспечения для безопасного судоходства заметно возрастает. Немалое значение имеет и эффективность проводок, ведь один и тот же маршрут судно может пройти с большими и меньшими энергозатратами, а от этого зависит конечная стоимость грузоперевозки», – добавил Александр Макаров.
Судно было заложено в 2019 году, спущено на воду в декабре 2020-го, а 21 мая 2022 года, в День полярника, ледостойкая платформа «Северный полюс» вышла на ходовые испытания. В августе её передали в эксплуатацию.