Site icon ИА «Диалог»

Иди на свет. Как фестиваль «Ночь света» помогает настроить диалог с миром

Ночь света, ГМЗ Гатчина, Гатчинский дворец

фото: Илья Снопченко / ИА "Диалог"

В четверг, 25 августа, в Гатчине стартовал международный фестиваль светового искусства – «Ночь света». Местом притяжения стал исторический Гатчинский Дворцовый парк, который максимально преобразился и стал напоминать волшебный лес из фантастических фильмов. Оказалось, что фестиваль не только про визуальную красоту и создание вау-эффекта, но и про психологию, философию и отношение к реальности. Корреспондент «Диалога» побывал на мероприятии и попытался рассказать, почему так важно построить диалог со светящимися арт-объектами и окружающими.

Люди созданы для того, чтобы взаимодействовать. Как бы вы ни хотели отстраниться от общества – вся наша социальная жизнь завязана на коммуникации и понимании других участников в ней. Но, к сожалению, каждый из нас попадал в ситуацию, когда построить общение было невозможно: вас не слушали, не соглашались с вашим мнением или игнорировали. Такое поведение сильно огорчает и злит, однако все мы когда-то становились на место человека, отрицающего возможность обсудить проблему и прийти к взаимопониманию. Как научиться слышать других, понимать себя и войти в диалог с природой? Об этом попытались рассказать через свет, форму и образы организаторы фестиваля.

Всего на мероприятии представлено более 30 инсталляций и видеопроекций. Какие-то из них уже успели стать частью основной программы и завоевать любовь публики, а какие-то сражаются за голоса зрителей в реальном времени (вы можете проголосовать за понравившиеся объекты на сайте фестиваля).

При входе в парк перед зрителем почти сразу раскинулся пруд. Подойдя чуть ближе, щуримся от ярко-зелёных лучей, которые ослепляют нас с противоположного берега. Спустя пару минут из пруда начинает бить фонтан, а его струи оказываются во власти световой проекции. С помощью технической ловкости создаётся впечатление, что перед нами вышка, с вершины которой нас озаряет зелёный луч. Всё это сильно напоминает маяк, путеводный свет которого влечёт путников домой. Появляется ощущение, что ты попал в правильное место, и яркое чувство ностальгии ведёт тебя дальше по парку.

Бредём дальше по мостику, разделяющему пруд и озеро. На нём появляются проекции китайских золотых рыбок, а над озером возвышается огромная луна. Нет, мы не про настоящий астрономический объект, а про инсталляцию от команды из Нижнего Новгорода: ребята разместили посреди воды полусферу, которая благодаря отражению выглядит как шар. На ней появляются разнообразные цветные и чёрно-белые узоры, а через них проглядывается история создания всего живого: человека и природы.

Углубляемся в парк и вместе с другими зрителями пытаемся поймать луч с противоположного берега. Тут то и возникает главный вопрос про сложность взаимодействия с окружающими. Подстраиваясь друг под друга, ища точки соприкосновения – обретаем свет. Всё как в жизни.

Вдруг слышим голоса и идём на их зов. На пути возникает подвешенный шар с дырками (очень напоминает сыр) – это объект «Ночное солнце». Люди стоят под падающим светом и слушают текст, льющийся из динамиков. Там происходит разговор: голоса сообщают истории о зарождении мира, сложных временах и свете, что наступает после них. Слова трогательные, спасающие и лечащие – то, что нужно услышать каждому в трудный период жизни.

Направляясь вдоль берега, находим телефонную будку с настоящим дисковым телефоном. Тут же вспоминаем любимые фантастические фильмы, в которых главный герой набирает номер и неожиданно дозванивается в прошлое. Инсталляция «Звонок» о том же – связь с прошлым и его влиянии на будущее.

Проходим дальше и замечаем в кустах летающую тарелку. Приблизившись, понимаем, что это огромное левитирующее кольцо. Становимся прямо внутрь, чтобы найти связь с собственным подсознанием, абстрагировавшись от остального мира.

За поворотом замечаем сцену. Однако она тоже не простая – сцена раскинулась на воде. Прямо на ней происходит театральное действие (тоже световое). Главные герои – Дафнис и Хлоя – рассказывают свою романтическую историю. Этот балет на воде – разговор о внутреннем космосе и цифровых снах, где путешествуя сквозь время, цифровые копии Дафниса и Хлои бесконечно теряют и находят друг друга во вселенной подсознания.

Впечатлившись спектаклем, следуем вперёд, где замечаем радужные блики. Тут базируется «Лаборатория света» из Москвы – взрослым и детям показывают, как из магнитных пластинок, обклеенных специальной плёнкой, можно создавать узоры на стене. Конечно, для завершения картины необходимо добавить свет, ведь без него на этом фестивале волшебства не происходит.

Добираемся до павильона Венеры. На его стенах возникают проекции, подготовленные художниками в рамках конкурсной программы: тут показывают фильм по мотивам картин Малевича, а также рассказывают историю диалога между взрослым и ребёнком. И если первый проект возвращает нас к культурным кодам, то второй даёт повод задуматься о сложных отношениях взрослый-ребёнок.

Начинаем следовать в обратном направлении и набредаем на огороженный участок. Внутри несколько людей в необычных костюмах, которые начинаются светиться при определённом взаимодействии со зрителями. Так, при полном молчании актёров, зрители общаются с ними: кричат, прикасаются или дарят улыбку. От каждого пойманного контакта, костюм загорается разноцветными лампочками.

Набредаем на объект с интересным названием – «Чуда не будет?» А ведь вопрос как никогда актуален. В инсталляции отображена комета, которая с невероятной скоростью приближается к Земле… и её хвост сделан из полотна пластиковой плёнки. Всё вокруг подсвечено тревожным красным светом, а люди на пуфиках созерцают неумолимую гибель цивилизации. Зарождается вопрос: кто убьёт её раньше – сам человек или природа?

Дальше на пути встречаем необычную комнату, огороженную занавесками. Входим внутрь и видим зеркала, внутри звучат необычные стихи (обо всём и ни о чём). Атмосфера погружает глубоко в себя. Смотришь в зеркала и неосознанно начинаешь задаваться вопросами о том, кто ты есть. Кажется, что всё сделано для того, чтобы наладить внутренний разговор и познакомиться с собой.

На пути к концу выставки видим греческие колонны – но они не из мрамора, а из ткани и каркаса. Световая проекция заканчивается, и начинается рождение искусства в реальном времени. Из толпы вытягивают детей, раздают им буквы, а те выстраиваются в то самое, любимое нами слово – дружба.

Свой путь мы заканчиваем на инсталляции «Триалог». Она выглядит масштабно и немного напоминает декорации из фильма о будущем. На три подвешенных треугольника проецируется видеоряд, всё это сопровождается музыкой. Нам рассказывают несколько историй: история первого разговора ребёнка со взрослым, значении рефлексии, а также о синтезе трёх стихий, которые сталкиваются, но не производят взрыва. Это становится финальной точкой нашего путешествия.

Несомненно, фестиваль становится важной составляющей развития визуального искусства. Он отвечает на многие фундаментальные вопросы, но и подкидывает темы к новым рассуждениям. Чтобы что-то понять и чему-то научиться – необходимо двигаться. Почему бы не начать путь с такого необычного мероприятия?

Фестиваль светового искусства «Ночь света» продлится с 25 по 27 августа. Так как все инсталляции создаются при помощи особого освещения, фестиваль пройдёт в ночное время (с 21:00 до 03:00). Купить билеты и подробнее познакомиться с историей арт-объектов можно на сайте фестиваля.

Екатерина Сайкина / ИА «Диалог»