Site icon ИА «Диалог»

Моя остановочка. Что можно увидеть из окна петербургского трамвая за 60 минут

Один билет на все достопримечательности: Петербург из окна трамвая

Цена билета на автобусный тур по центру Санкт-Петербурга для одного человека – примерно 800 рублей. «Диалог» предлагает не только вариант в три раза дешевле, но и с возможностью выйти на любой остановке маршрута. Город из окна трамвая – это для тех, кто утомился от душных автобусов и громких гидов, а также тех, кто хочет завершить лето с ноткой романтики и лёгкой меланхолии. Для реализации идеи остался всего один уикенд!

В стиле ретро

Трамвай — это один из самых комфортных, экологичных и, по идее, самых быстрых видов общественного транспорта (после метро). Конечно, лоббирование интересов автовладельцев и частных транспортных компаний потихоньку убивает популярность уличных поездов во всех городах России. Сейчас трамвай называют средством передвижения для тех, кто не спешит. Причина, конечно, не в скорости, а в долгом ожидании вагончиков – на линиях их не очень много, а из-за упущений в организации дорожной сети иногда приходится стоять в пробках вместе со всеми.

Сегодня трамвай для поездок по городу выбирают только в нескольких случаях: альтернативы нет совсем; просто повезло, что трамвай приехал быстрее другого транспорта; захотелось романтики и меланхолии в полупустом вагончике. О последнем варианте и пойдёт речь.

Для ценителей в Петербурге уже существует туристический трамвайный маршрут. Пассажиров возят на реплике легендарного трамвая ЛМ-33 (в народе его называли «Американка»). Вагончики отходят от Музея городского электрического транспорта на Среднем проспекте Васильевского острова четыре раза в день. Выйти можно на любой остановке, но войти исключительно на территории музея. Цена приглашения на «борт» – 300-400 рублей.

Трамвай идёт по Среднему проспекту, затем – через Тучков мост на Петроградку. Затем по Кронверкскому проспекту мимо Петропавловской крепости трамвай въезжает на улицу Куйбышева и прямо по ней следует до Сампсониевского моста. Потом – Выборгская сторона, а по Литейному мосту – в центр: Белинского, Садовая, Троицкий мост и вновь потрясающие виды Петропавловки. Ещё несколько минут – и уже Стрелка Васильевского острова. Всего трамвай делает 16 остановок. На каждой можно выйти и устроить фотосессию.

Но есть ещё один интересный вариант: воспользоваться обычными рейсовыми трамваями. Одна поездка стоит 60 рублей, по карте «Подорожник» – 40, однако самый продвинутый способ – купить суточный билет за 249 рублей (он годится для проезда и в трамвае, и в другом наземном транспорте, и в метро)… и колесить по городу, сколько вздумается.

Махнули в Стрельну?

Но из окна трамвая можно увидеть не только центральные районы города: пригород тоже есть в расписании. Для этого необходимо добраться в район метро «Нарвская», а оттуда пройти примерно 20 минут до улицы Оборонная, где из депо стартует маршрут №36. Это единственный трамвайный маршрут, который выходит за пределы города и следует до Стрельны. Вы преодолеете почти 20 километров пути.

От Оборонной улицы трамвай пройдёт на Трефолева. Улица названа в честь Владимира Дмитриевича Трефолева – члена ВЧК, председателя Революционного трибунала Балтийского флота и участника подавления Кронштадского восстания. Достопримечательностей там мало: глаз может зацепиться разве что за яркие двухэтажные сталинские домики. Следующая остановка – улица Маршала Говорова, названная в честь командующего Ленинградским фронтом во время Великой Отечественной Войны. Один из самых интересных объектов здесь – Путиловская церковь. В советский период она одна из немногих избежала сноса. Увидеть её нелегко, так как её заслоняют новостройки и ЗСД, но можно.

Виды за окном станут всё более мрачными и промышленными, но и здесь есть свой шарм. Затем трамвай проследует по Кронштадтской улице, оживлённому проспекту Стачек, где можно будет увидеть здания образца и 1920-ых годов, и 1970-ых, и даже несколько старых зданий (например, усадьбу Александрино, где сейчас находится детская художественная школа). Наконец, трамвай доберётся до Петергофского шоссе: эта дорога примечательна тем, что формировалась ещё во время шведского владычества. Конечная остановка – посёлок Стрельна. Здесь можно хорошенько размять ноги.

Изначально Петр I хотел расположить то, что стало известно как Петродворец, именно в Стрельне. А ещё именно там начали впервые выращивать картофель после того, как он был привезён из Европы.

Начать прогулку стоит с осмотра часовен, соборов и церквей Троице-Сергиевской пустыни, основанной ещё в XVIII веке. Затем пройти к памятнику архитектуры XVIII века – Константиновскому дворцу. Над комплексом в стиле барокко трудились величайшие архитекторы того времени: Леблон, Растрелли, Микетти. Планировалось возвести сооружение, превосходящее французский дворец Версаль, однако природные особенности местности не позволили планам осуществиться. А во время Великой Отечественной войны комплекс был сильно разрушен. Восстановили его лишь в середине прошлого века.

Прогулка по множеству дворцов и парков может растянуться на весь день. Завершить путешествие можно у станции старого железнодорожного вокзала, открытой в 1857 году. Постройка отличается своей особенной архитектурой в стиле неоренессанс с элементами средневековой архитектуры.

Виды с открытки

Маршрут №3 некогда был самым коротким в городе: на нём насчитывалось всего семь остановок и 2,5 километра пути. Теперь справедливость восстановлена: остановок стало 20. Для поездки лучше выбирать выходной день: в будни маршрут пользуется спросом у горожан, и в салоне может быть тесновато. Отправляется трамвай от площади Ленина и движется до площади Репина.

«Тройку» впервые запустили в 1907 году – тогда же, когда и сам петербургский трамвай. Несколько раз маршрут закрывали и многократно сокращали, в итоге он пришёл к нынешнему виду. Если дорога свободна, медленной поездки тут не получится: на путях работают новые челночные трамваи с двумя кабинами, способные разгоняться до 80 км/ч, но основные достопримечательности разглядеть можно – Садовая улица и Невский, Марсово поле, Троицкий мост и вид на «Аврору». Открыточных видов будет много.

Самые живописные виды из окна откроются, когда трамвай поедет по набережной Фонтанки. По дороге встретятся Летний сад, Аничков дворец, Троицкий собор и многое другое.

Одна из самых интересных остановок – площадь Тургенева: именно там снимали первые эпизоды сериала «Мастер и Маргарита». Еще несколько минут – и Садовая, а там – пожарная часть с башней, где, по мнению поклонников творчества Достоевского, Порфирий Петрович допрашивал Родиона Раскольникова. Подъезжая к перекрёстку с Вознесенским проспектом, можно заметить «Дом городских учреждений», на фасаде и в интерьерах которого обильно представлены сказочные чудовища.

За винтажными тарелками

«Девятка» или №9 – ещё один исторический маршрут: он действует с дореволюционного времени, когда была открыта первая в Петербурге трамвайная полоса. От проспекта Мечникова отправляемся на Уделку – самый большой в городе блошиный рынок. Трамвай совершит 24 остановки.

От проспекта Мечникова трамвай проследует на улицу Руставели, получившую такое название в 1966 года в честь великого грузинского поэта и мыслителя Шота Руставели. Достопримечательностей на пути будет немного, разве что сквер имени Чингиза Айтматова – советского киргизского писателя. Такая дружба народов.

Калининский район, где стартует маршрут, изначально создавался Петром как артиллерийский кластер, но постепенно район перерос в гигантскую промышленную зону. Там было много общежитий для рабочих заводов.

От Руставели «девятка» проследует на проспект Науки, застроенный преимущественно девятиэтажными панельками – здесь как нельзя лучше подойдёт музыкальное сопровождение. Рекомендуем включить ностальгические композиции из «нулевых», чтобы прочувствовать атмосферу.

Затем трамвай огибает известный сад Бенуа: ранее на этой территории находилась мясо-молочная ферма. Уже через секунду над окнами трамвая возвысится институт робототехники и технической кибернетики: это здание было построено в 1973-1986 годах для института на углу Тихорецкого и Светлановского проспекта. Футуристическая архитектура позднего СССР вас точно удивит.

Когда вы, наконец, вдоволь насладитесь депрессивными пейзажами и доберётесь до Удельной, а оттуда дойдёте до одноименного блошиного рынка, вас встретит территория свыше 12 тыс. м². В 2012 году авторитетный бизнес-журнал Forbes поставил Удельный рынок на вторую строчку в рейтинге блошиных рынков мира. Найти там можно всё – от винтажной посуды, предметов интерьера и одежды до оригинальных брендовых вещей современных дизайнеров. Главное – хорошенько поискать и не пропустить свою остановку. Как и в случае с трамваем.

Екатерина Щербакова / ИА «Диалог»