Количество станций метро Петербурга удвоят, а протяжённость линий увеличат на 139 километров. Планами по строительству 89 новых станций поделился губернатор Александр Беглов. Также в городе намерены возвести 39 транспортно-пересадочных узлов и создать два железнодорожных диаметральных маршрута, которые свяжут север и юг Петербурга. «Диалог» выяснил, сколько в среднем будет стоить одна станция, и сколько потребуется лет на строительство сразу 89.
«Двери закрываются»
Первые составы отправились с «Площади Восстания» в 1955 году, а за следующие 70 лет было проложено пять основных линий петербургского метрополитена. Однако за последние годы работы по строительству станций, особенно в отдалённых районах, сильно замедлились.
В 2018 году были открыты только две новые станции на «зелёной» линии – «Новокрестовская» и «Беговая», в 2019-ом – «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары». Словом, в Москве только за 2018 год в эксплуатацию ввели 17 станций, а в 2019-ом – ещё 14.
Уже спустя несколько месяцев после запуска двух станций Невско-Василеостровской линии, специалисты выявили там более тысячи дефектов: усиленная вибрация на наклонных спусках, протечки, а порой и настоящие потопы, некачественно смонтированная облицовка.
«Медленные темпы строительства новых станций можно объяснить хроническим недостатком средств и низким уровнем организации всего процесса. Плохое планирование и многолетние проблемы между городом (как заказчиком) и головной подрядной организацией строительства не способствуют быстрому расширению метрополитена. На протяжении последних 30 лет средний темп ввода новых участков в Санкт-Петербурге составляет одну станцию в год», — отметил в беседе с «Диалогом» директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимир Валдин.
По данным на 2022 год, в Санкт-Петербургской агломерации проживают порядка 6 200 000 человек, а работающих станций — 72. По очень грубым подсчётам, в среднем на одну станцию приходится более 85 тысяч граждан. В Москве с населением 11 920 000 построено 250 станций, нагрузка на одну – 47 тысяч человек, что почти в два раза меньше петербургских значений.
89 новых станций чиновники обещали городу ещё в 2013 году в рамках программы «Стратегия-2030». Тогда построить их планировали к 2030-ому году. Если исходить из расчётов «один год – одна станция», то открытие последней из обещанных губернатором придётся уже на новое столетие, а именно 2111 год. При условии, что «Метрострой Северной Столицы» возьмёт на себя открытие сразу трёх станций в год, то к 2052-ому город действительно будет обеспечен необходимым количеством станций. Пока поверить в такое несколько сложно.
По словам Владимира Валдина, стоимость одного километра линий (включая станции) составляет не менее 10 миллиардов рублей. Депо и подвижной состав, а также услуги проектировщиков и строителей в эту цифру, конечно, не входят.
Кто крайний?
Контракт между Смольным и единственным подрядчиком по строительству подземки – «Метростроем» – был расторгнут в январе 2019 года по инициативе правительства. Официальная причина – срыв сроков по вводам станций в эксплуатацию и большое количество дефектов. Также ссылались на задержки в подготовке проектной и инженерной документации, затягивание фактических работ.
«Метрострой» в свою очередь обвинял Смольный в задержке платежей по некоторым объектам, из-за чего предприятие не могло укомплектовать штат. Кроме того, чиновникам припоминали продолжительный процесс согласования документации, приёмку и многомиллионные долги по госконтрактам, которые, как утверждали в «Метрострое», привели к задержкам по выплатам заработной платы работникам.
Напряжённые отношения между сторонами и вытекающие из этого проблемы привели к тому, что Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области признал генерального подрядчика по строительству метрополитена банкротом. В компании было введено конкурсное управление. Уже в августе 2021 года президент Владимир Путин направил поручение главе правительства Михаилу Мишустину определить единственного поставщика по проектированию, реконструкции и строительству метрополитена в Петербурге.
Перед этим для возведения новых станций Смольным совместно с банком ВТБ была создана новая компания «Метрострой Северной Столицы». Ей руководит экс-чиновник и бизнесмен Владимир Шмидт.
В конце октября 2021 года эта компания и подписала с Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры государственный контракт на строительство объектов метрополитена. Он включает задачи по строительству и реконструкции объектов метрополитена, а также инженерные изыскания и подготовку необходимой проектной и рабочей документации. На возведение 37 объектов метрополитена предусмотрено 602,7 млрд рублей. В 2024 году предполагается сдать в эксплуатацию три станции: «Казаковская» («Юго-Западная»), «Путиловская» и «Горный институт» — их строительство уже ведётся.
«У нового подрядчика уже есть всё для того, чтобы успешно строить метро в Санкт-Петербурге. Это и опытный коллектив, перешедший из ОАО «Метрострой», и оборотные средства, которые выделяет ВТБ, и поддержка правительства города. А работы с каждым годом у него будет всё больше, учитывая, что город намерен серьёзно увеличить финансирование в ближайшие годы», — говорил председатель КРТИ Андрей Левакин.
Куда едем?
Обновлённый проект Генплана Петербурга впечатляет – до 2050 года появятся не только десятки новых станций, но и множество дополнительных вестибюлей у уже действующих.
«Проект предусматривает усовершенствование работы метрополитена — увеличение протяженности линий на 139 километров. Будет открыто 89 новых станций метро, из них 31 станция запланирована на первую очередь», — сообщил губернатор Александр Беглов в своих соцсетях.
Новые станции появятся в Юнтолово, в Парголово, в Буграх, в Стрельне, в Пулково. Обозначена в обновлённом Генплане кольцевая линия, куда войдут вторые вестибюли «Лесной», «Петроградской», «Нарвской» и «Международной», новые станции «Фарфоровская», «Дальневосточный проспект», «Арсенальная».
Уже через два года об успешности или неуспешности программы можно будет сделать предварительный вывод. На 2024 год запланировано открытие «Путиловской», «Юго-Западной» («Казаковской») и «Горного института». В 2026-м должны начать работу станции «Богатырский проспект», «Планерная» и «Театральная», а также депо «Красносельское», а к 2028 году фиолетовая линия дотянется до станции «Шуваловский проспект», где пересечётся с зелёной.
В 2029 году запланировано открытие четырёх станций Красносельско-Калининской линии: «Каретная», «Броневая», «Заставская» и «Боровая». Тогда же должна запуститься станция «Кудрово».
На 2030 намечен ввод в эксплуатацию девяти станций: «Гавань», «Морской Фасад», «Лиговский проспект-2», «Знаменская», «Суворовская-1», «Брестская», «Улица Доблести», «Петергофское шоссе» и «Сосновая поляна».
«Как на выставку»
Метро Петербурга – это не только скорость и возможность передвижения. Некоторые подземные и наземные вестибюли нескромно называют «дворцами», ведь над ними трудились лучшие архитекторы и художники своего времени.
Большинство станций отличаются архитектурно-художественным оформлением, отражающим исторический облик города. В 2014 году, по версии американского издательства «Guardian», «Автово» попала в список 12 красивейших станций мира. Плоский потолок зала в ней поддерживают 46 колонн, из которых 30 облицованы мрамором, остальные — пластинами из литого стекла с обратным рельефом.
А «Бухарестскую» строили около 20 лет. Колонны и стены станции облицованы белоснежным мрамором, пол выстелен полированным гранитом. Кроме того, в вестибюле расположено смальтовое панно «Осень в парке», где самым внимательным пассажирам авторы оставили сюрприз – среди лиственных орнаментов спрятана синичка. Разглядеть её – значит поймать удачу на весь день.
Многие горожане отмечают, что новые станции значительно уступают старым в оформлении и предлагают выносить идеи интерьеров подземки на народные слушания.
«Не вижу смысла сохранять такой подход при строительстве новых станций. Современный уровень строительства и подход к архитектуре утилитарных сооружений за 40 с лишним лет сильно поменялся», — отмечает директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимир Валдин.
Эксперты отмечают, что пока в приоритете в срок завершить строительство станций, запланированных на 2024 год, а также обеспечить метро густонаселённые и отдалённые районы. В «Метрострое Северной столицы» считают все поставленные цели вполне достижимыми. Главное, чтобы необходимый размер финансирования и обеспеченность строительными материалами сохранялись.
Екатерина Щербакова / ИА «Диалог»