На днях Минпромторг высказался в поддержку распределения продуктов питания с истекающим сроком годности для помощи малоимущим (фудшеринга). Во вторник, 26 июля, о начале такой программы заявила одна из крупнейших компаний России в области торговли пищевыми продуктами – X5 Group.
Проект запущен в сотрудничестве с АНО «Фудшеринг» и фондом продовольствия «Русь». Пока он работает только в нескольких магазинах Москвы и Челябинска, но в дальнейшем возможно его расширение на другие точки и города, а также другие сети, входящие в ту же группу компаний. Также вероятно и расширение ассортимента продуктов, которые будут подобным образом раздаваться малоимущим.
«Цель пилота – наладить инфраструктуру по сбору внутри магазина продуктов с истекающим сроком годности, обучить персонал и построить эффективную логистику по передаче продовольствия людям. По механике проекта сотрудники магазинов ежедневно будут отбирать хлебобулочные изделия (пшеничный и ржаной хлеб, сухари, баранки), срок годности которых истечёт в течение 1-2 дней. Далее волонтёры будут забирать из магазина отобранные продукты и оперативно, в течение нескольких часов, распределять их по спискам нуждающихся людей, подопечных Фонда «Русь» и АНО «Фудшеринг», – пояснили в X5 Group.
Сейчас, напомним, продовольственные магазины обязаны утилизировать продукты с истекшим сроком годности. В сумме это составляет несколько миллионов тонн пищевых материалов ежегодно.
«В России ежегодно выбрасываются миллионы тонн продуктов, потому что не были вовремя употреблены. Фудшеринг – это эффективный инструмент для рационального использования продовольствия, благодаря которому развивается адресная помощь людям и меньше ресурсов тратится впустую. <…>Надеемся, что примеру последуют и другие розничные сети», – говорит исполнительный директор АНО «Фудшеринг» Александра Кумпан.
Напомним, что, согласно инициативе Минпромторга, предполагается, что ритейлеры будут передавать нуждающимся товары с истекающим сроком годности – но пригодные к употреблению и обладающие нужными сертификатами качества. Сейчас торговым сетям выгоднее списать и утилизировать продукцию, чем передать ее на благотворительность, поскольку приходится платить НДС, отметили в ведомстве. Вероятно, в дальнейшем законодательное регулирование должно развиваться в направлении, устраняющем этот пробел.
«Вот уже 10 лет мы занимаемся развитием технологии фудшеринга в России. Помимо организационных сложностей процесса, всё ещё остаются и налоговые барьеры, которые до сих пор мешают бизнесу масштабно наладить процесс благотворительной передачи еды. Снятие барьера по «входящему» НДС откроет колоссальный ресурс, благодаря которому помощь смогут получать абсолютное большинство нуждающихся людей. За последнее время мы смогли продвинуться в этом направлении, например, недавно было подписано стратегическое соглашение с Агентством стратегических инициатив о масштабировании национальной системы банков еды», – указывает президент Фонда продовольствия «Русь» Юлия Назарова.
Напомним, что АНО «Фудшеринг» – это проект по спасению еды от утилизации, который работает в Москве и Петербурге. Его цель – не только накормить малоимущих и сберечь продукты, но и пропагандировать разумное потребление и сохранение ресурсов. В группе сообщества в соцсети «ВКонтакте» частные лица могут обмениваться ненужными им продуктами.