Site icon ИА «Диалог»

Народные художественные промыслы и русская опера. На ПМЭФ обсудили, как не потерять национальную идентичность в погоне за экономическим ростом

ПМЭФ-2019 экономический форум Пятачок

фото: Евгений Степанов / ИА "Диалог"

В четверг, 16 июня, на Петербургском экономическом форуме обсудили вопрос утраты культурной идентичности народов в сфере креативных индустрий. Разговор шёл о том, как использовать культурно-историческое наследие в качестве фундамента для современных глобальных брендов, как их использование может повлиять на узнаваемость страны и её экономическое положение, как существовать этим брендам в период «культуры отмены».

Модератор беседы Наталья Лосева начала разговор с непростого вопроса, который адресовала директору АНО «Русские сезоны» Алексею Лебедеву. Он звучал так: «Видите ли вы возможность противостоять политическим рискам в культуре?». Конечно же, в ходе беседы было невозможно не затронуть происходящие в мире события и тенденцию, развивающуюся в отношении России, которая сейчас массово захватила многие страны – «культуру отмены». Ведь развитие наших национальных брендов во многом зависит от происходящих в мире событий.

Алексей Лебедев напомнил присутствующим, что бренд «Русские сезоны» изначально был мировым проектом, благодаря которому Сергей Павлович Дягилев демонстрировал разнообразие русской культуры. Сейчас проект занимается возрождением наследия Дягилева.

«Отменить Чайковского и Вагнера нельзя. Эти люди сформировали основной культурный контекст мирового сообщества. Сейчас мир настолько насыщен взаимокультурами, что отмена культуры какой-то страны невозможна», – поделился своим мнением Лебедев.

На этот же вопрос ответил Фабио Мастранджело, дирижёр и художественный руководитель театра «Мюзик-Холл»: «Это, конечно, глупость. Очень сожалею, что такое происходит. Но также я вижу сопротивление [этой тенденции]. Культура и политика не должны жить вместе. Хотя культура может и помогать политике».

Кроме того, Фабио привёл несколько примеров, когда культура шла наперерез политике и существовала, как отдельная часть жизни даже в непростые времена. Достаточно вспомнить блокаду Ленинграда, когда в филармонии исполнялись симфонии Бетховена.

«Я надеюсь, что мы станем более интеллигентными. Пора понять, что не надо строить такие ограничения, которые ни к чему не приводят. Нужно, чтобы диалог не прекращался, а мы оставались людьми, как и раньше. Поэтому я считаю, что невозможно отменить русскую культуру», – сообщил он.

Далее разговор зашёл о русско-художественных промыслах, которыми всегда славилась наша страна. В последние годы эта отрасль всё больше развивается и становится экономически успешной. Представитель группы компаний «Народные художественные промыслы» (которой принадлежит предприятие «Объединение Гжель»)Роман Прокопьев рассказал о том, как компания развивается в таких условиях и куда движется.

«Сейчас мы создали кластер, в который привлекаем молодых специалистов из Гжельского государственного университета. Совместно с ними мы создаём коллаборации с ведущими брендами. Кроме того, мы привлекаем ведущих производителей фарфора из Европы, Китая, Турции. В будущем мы планируем построить туристический кластер на предприятии. Он станет основной точкой сбыта продукции. Мы стараемся поддерживать экономическую целесообразность и не отходить от культурных ценностей», – поделился Роман Прокопьев.

Генеральный директор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, Ольга Хомова заметила, что сейчас культура нуждается в процессе слияния различных видов искусств. Это приводит к возрождению интереса среди публики, а также даёт толчок к развитию новых направлений.

«Мы создали на базе капеллы центр креативной индустрии – место арт-коллабораций, творческих лабораторий. Он привлекает новую аудиторию, которая стремится увидеть сам процесс создания шедевра. Кроме того, сейчас у нас идёт активная работа с регионами. Так, мы сможем открыть национальное творчество для массового потребителя и увеличить его популярность», – поделилась она.

Точку в рассуждениях поставил Сергей Емельянов, директор «Национального драматического театра России (Александринского театра)»: «Александринский театр всегда имел акцент на европейские направления, а русская культура всегда была брендом. Вся эта глобальная истерия – временное явление. Это время нам дано для того, чтобы изучить нашу историю и культуру, найти индивидуальность, обратить внимание на детали и начать работу».

Екатерина Сайкина / ИА «Диалог»