На этой неделе не утихают разговоры о намерении России отказаться от Болонской системы высшего образования. Что это значит? Какие изменения нас ждут? Постарались разобраться и делимся с вами.
Что за система?
Болонская система базируется на международной декларации «Зона европейского высшего образования». Документ подписали министры образования 29 европейских стран в 1999 году в городе Болонье. Постепенно количество подписантов росло – на данный момент их 49 (вместе с Россией, присоединившейся в 2003 году).
Система внедрялась для того, чтобы удалось установить европейскую зону высшего образования. В документе есть несколько основных положений, которые являются целями:
- Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе с помощью введения приложения к диплому.
- Введение двухциклового обучения: предварительного (undergraduate) и выпускного (graduate). Первый цикл длится не менее трёх лет. Второй ведёт к получению степени магистра или доктора.
- Внедрение европейской системы перезачёта единиц трудоёмкости для поддержки студенческой мобильности.
- Значительное развитие мобильности учащихся (посредством реализации двух предыдущих пунктов), а также расширение мобильности преподавательского и иного персонала.
- Помощь европейскому сотрудничеству в обеспечении качества для разработки схожих критериев и методологий.
- Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.
Кто хочет выйти?
О планах по выходу нашей страны из Болонского процесса 24 мая сказал министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. «К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу, — заявил чиновник в беседе с изданием «Коммерсантъ». — Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента».
Кстати, идею уже поддержал председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Александр Бельский. РБК Петербург приводит его цитату: «Этот шаг правильно называют назревшим решением. Какие блага давала нашему образованию Болонская система, кроме возможного, всего лишь возможного, признания российских дипломов на Западе? Сейчас становится понятно, что эта тема для нас неактуальна. Поощрять утечку мозгов больше никто не собирается.
А двухуровневая система со степенями бакалавра и магистра просто путала людей, в первую очередь, потенциальных работодателей. По программе специалитета студент получал полный курс знаний, необходимых в будущей профессии. А как оценить уровень знаний бакалавра? Насколько его учебная программа была урезана по сравнению с магистратурой? Нам нужны квалифицированные кадры во всех отраслях, и возвращение к подготовке специалистов — путь решения проблемы».
Ну выйдем – и выйдем. Что изменится?
На данный момент несмотря на то, что на разных уровнях наблюдается поддержка идеи отказа от Болонской системы в России, всё ещё трудно сказать, что именно изменится. Однако по некоторым пунктам наблюдается консенсус среди экспертов:
- Произойдёт сокращение возможностей академической мобильности российских студентов. Стажировки в зарубежных вузах, обучение по программам двойных дипломов – всё это теперь под большим вопросом.
- В случае отказа от системы «4+2» — бакалавриат + магистратура – будет утрачена возможность получения базового образования по двум разным специальностям за счёт средств федерального бюджета – это спровоцирует снижение числа междисциплинарных специалистов.
- Переход к новой системе создаст потребность в разработке новых образовательных стандартов – это процесс трудоёмкий, который станет грузом не только для чиновников в сфере образования, но и для самих преподавателей. Не так давно только завершилась адаптация к нынешней системе. Создавать новую – значит, подвергать всех причастных большой нагрузке.
Наверняка в списке далеко не всё, что ждёт нас в ближайшие годы. Однако это уже серьёзные последствия, наступление которых, кажется, неизбежно.
Софья Шашлова / ИА «Диалог»