Site icon ИА «Диалог»

Адский, Бархатный, Мужицкий: во дворце Меншикова показывают Брейгелей

Меншиковский дворец, Эрмитаж, открытие выставки Брейгели - продолжение династии, фламандская живопись

фото: Илья Снопченко / ИА "Диалог"

28 мая в большом зале дворца Меншикова открылась выставка «Брейгели. Продолжение династии. Фламандская живопись из собрания Валерии и Константина Мауергауз». Корреспонденты «Диалога» побывали в этом филиале Эрмитажа и вынесли оттуда десяток фотографий картин фламандских мастеров и немного впечатлений.

Количество впечатлений прямо пропорционально количеству работ на выставке, тут их всего 28. Согласитесь – немного. Впрочем, важнее качество экспозиции, оно – на высоте. Все Брейгели были художниками выдающимися — даже те, чей талант распознали не сразу. Произведения, представленные здесь, принадлежат к частной коллекции семьи Мауергауз, а это одно из наиболее крупных частных собраний России.

«К частным коллекциям отсутствует постоянный доступ широких масс посетителей, поэтому картины из частных коллекций, которые входят в состав выставок, имеют такую популярность у публики. Кстати, в Эрмитаже была несколько лет назад выставка Кранахов, на которой присутствовали произведения из коллекции четы Мауергауз. А вот эта выставка целиком сделана на материале частного собрания – это уникальная возможность познакомится с труднодоступными памятниками. К тому же, коллекция семьи Маургауз демонстрирует лучшие вещи из самой крупной и самой полной коллекции такого рода материала в нашей стране. И одновременно она является одной из лучших в мире по подбору картин, их качеству и количеству», – рассказывает о выставке Вадим Садков, автор проекта и доктор искусствоведения.

Брейгели действительно очень популярны как среди коллекционеров, так и среди публики. Династия Брейгелей – словно семейство Кардашьян в мире искусства, интерес к ним не утихает. Все Брейгели разные, многие известны довольно скандальными и пошлыми работами: Брейгель Старший поэтому и получил прозвище «Мужицкий» (грубый, порочный). Его сыновья Питер Младший Адский и Ян Старший Бархатный продолжили традицию фламандской живописи отца, однако они обладали совершенно другими творческими индивидуальностями, сильно отличались и от отца, и друг от друга. Их сыновья, в свою очередь, тоже писали талантливо, но совершенно по-другому, хотя  внешнее типологическое сходство полотен – налицо.

Центральное место в экспозиции занимает картина Питера Брейгеля Младшего «Добрый пастырь». Тут художник отходит от традиционной иконографии и христианского сюжета о пастыре (Иисусе), который держит в руках агнца (символ человечества). Также среди выдающихся работ на выставке – «Бобовый король» того же автора: в ней художник демонстрирует чрезвычайную изобретательность и мастерство изображения жанровых мизансцен.

Важное место в экспозиции занимает картина «Богач и льстецы», иллюстрирующая суть фламандской пословицы о толпе льстецов вокруг богатого человека.

А помимо живописи, созданной династией Брейгелей, на выставке присутствуют работы других прославленных современников знаменитой семьи, среди них – Себастьян Вранкс, Ян ван Кессель Старший, Иосе де Момпер и Франс II Франкен

Состав и концепция выставки позволяет проследить эволюцию брйгелевской традиции в живописи, пусть и на примере небольшого количества произведений. Собранные в Меншиковском дворце работы позволяют немного расширить представление о Брейгеле Старшем, его детях и внуках. Эта выставка – небольшой культурный «всплеск», неожиданно образовавшийся в тяжелую для российского арт-мира эпоху «спецоперации». И, нужно отметить, «всплеск» довольно освежающий.

Роман Деренский / ИА «Диалог»