Site icon ИА «Диалог»

В Эрмитаже до конца года отреставрируют портрет Екатерины I

портрет Екатерины I, Жан-Марк Натье, Эрмитаж, живопись

изображение предоставлено Государственным Эрмитажем

В 2022 году будет отреставрирована картина французского художника Жана-Марка Натье с изображением первой российской императрицы – Екатерины I. Об этом сообщили в Государственном Эрмитаже.

«Этот проект в какой-то мере стал примером того, как Эрмитаж соответствует современности: это наш отклик на модные темы, а также возможность отдать должное всем тем замечательным женщинам, про которых может рассказать наш музей. Женские портреты и картины женщин-художниц получают дополнительное внимание, и это важно для понимания нашей истории. Мы благодарим меценатов за участие в долгосрочной программе, которая, я уверен, впоследствии будет только расширяться», – прокомментировал Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.

Картина была написана в 1717 году во время зарубежной поездки Петра I и Екатерины Алексеевны. Пока царь (ещё не император) пребывал во Франции, его супруга находилась в Гааге. Там французский мастер Жан-Марк Натье (1685-1766) и нарисовал её с натуры. Позже Пётр I, которому понравилось полотно, заказал живописцу свой портрет, парный созданной картине. Он пригласил Натье в Россию, чтобы тот стал придворным художником, но француз отказался, так как не хотел надолго покидать родину.

«Натье создал репрезентативный барочный портрет, представив царицу в парчовом серебристом платье и подбитой горностаем красной бархатной мантии. Цветовым акцентом является лента Ордена Святой Екатерины, который был учреждён Петром в 1713 году в честь супруги, сопровождавшей его во время тяжёлого Прутского похода против Османской армии. Во время правления Петра она была единственной обладательницей ордена, что подчеркивало особый статус этой награды», – пояснили в Эрмитаже.

Как пояснили специалисты музея, ныне полотно покрыто толстым слоем лаков, нанесённых позже и с тех пор сильно пожелтевших и потемневших. Их предполагается снять, чтобы затем восполнить утраты авторской живописью и покрыть новым лаком. Работы, которые проводятся при поддержке Петербургского нефтяного терминала, предполагается завершить до конца нынешнего года. В рамках программы по сохранению картин с изображением представительниц российской императорской семьи уже были отреставрированы портреты Екатерины Великой авторства Пьера-Этьена Фальконе и императрицы Марии Фёдоровны кисти французской художницы Элизабет Виже-Лебрен.