В понедельник, 28 февраля, Центральный банк России на фоне санкций и «специальной военной операции» РФ в Украине повысил ключевую ставку до 20%. А это повышение более чем в 2 раза, раньше она составляла 9,5%. Представитель Центрального банка Эльвира Набиуллина, облачившись во всё черное (она любит символизм в одежде и аксессуарах), выступила с короткой речью на пресс-конференции. Набиуллина уложилась в 10 минут и прокомментировала повышение ключевой ставки, риски и даже возможное отключение нашей страны от системы SWIFT. А мы обсудили всё происходящее с аналитиком компании 8848 Invest, Александром Копытовым.
— Объясните вкратце, почему ключевая ставка повысилась сразу более чем в 2 раза?
— Текущие риски финансовой системы очень высоки, и банковская ставка должна отражать эти риски. Это регулирование помогает сгладить колебания валютного курса. В текущей ситуации рубль становится интереснее для того, чтобы «парковать» там свои деньги, потому что он даёт более высокую ставку.
— Такое уже случалось раньше?
— Да, в 2014 году была похожая ситуация — близкая по характеру, но далёкая по содержанию. Тогда была большая вероятность дальнейшей эскалации, дальнейшего санкционного давления, возрастали риски финансовой системы. Всё вместе это давало высокие ставки по рублю, но падение фондового рынка было не таким сильным.
— А как всё происходящее сейчас отразится на обычных людях?
— Как и любой кризис, этот кризис отразится на людях снижением качества жизни и повышением цен, так как он ударит по импортным составляющим, а они, так или иначе, закладываются в любую себестоимость, через бензин, комплектующие и так далее. Возможно обесценивание вкладов, в связи с более высокой инфляцией. Ситуация в целом балансируется, но если, например, цены на российское сырьё упадут или будут наложены какие-либо эмбарго на поставки, тогда ЦБ придётся вливать рублёвую ликвидность в рынок путём печатного станка.
— Эльвира Набиуллина говорила про аналог системы SWIFT. Это был намёк на то, что для нас не страшно её отключение?
— Страшно было бы, если бы это случилось в 2014 году. Сейчас финансовая система к этому готова, и начала она готовится к этому именно в 2014 году.
— Люди сейчас бросились снимать наличные деньги. Есть ли в этом смысл?
— Банковская система должна функционировать. Но люди мыслят другими категориями в такие периоды, начинают снимать деньги, боясь заморозки вкладов или какой-либо приостановки деятельности банковской системы, боясь, что денег в банкоматах будет не хватать. Кроме того, в Казахстане не так давно, во время конфликтов, банкоматы опустели и жители страны могли пользоваться только наличкой.
— А можно ли делать сейчас прогнозы относительно кредитов и ипотеки?
— Естественно, ипотечный рынок пострадает больше всего. Люди не захотят брать долгосрочные кредиты по высоким ставкам, поэтому, скорее всего, будет сильно «проседать» продажа недвижимости. Относительно кредитов: здесь в более выгодным положении те, кто уже взял кредиты ранее, особенно, когда полгода-год назад, ставки были на минимальных уровнях.
— А есть ли смысл покупать валюту?
— Покупка валюты имеет смысл при затяжном конфликте военного противостояния. Либо если будет очень сильная эскалация напряжённости.
— Есть ещё какие-то финансовые советы для людей в этот непростой период?
— Главный совет: взвешивать все свои решения, особенно финансовые, особенно касающиеся крупных сумм. Поскольку во время паники отключается базовая логика и люди принимают не совсем верные решения. Поэтому нужно всё хорошо взвесить, подумать и посоветоваться с людьми, разбирающимися в финансовой области.
Подготовил Роман Деренский / ИА «Диалог»