Site icon ИА «Диалог»

Больше света. В Петербурге начали праздновать Хануку

Большая хоральная синагога, Ханука, менора, иудаизм, главный раввин Петербурга Менахем-Мендл Певзнер

фото: Илья Снопченко / ИА "Диалог"

Вечером в воскресенье, 28 ноября, в петербургской Большой хоральной синагоге зажгли первую ханукальную свечу. Теперь на протяжении восьми дней евреи города, страны и всего мира будут отмечать праздник света, разводя огонь.

Большая хоральная синагога, Ханука, менора, иудаизм, главный раввин Петербурга Менахем-Мендл Певзнер

«В течение многих лет мы собираемся здесь, чтобы отпраздновать Хануку – светлый праздник, праздник света. Особенно важно его отметить в этом году, когда народ опечален эпидемией коронавируса, когда людям сложнее выходить куда-то, общаться друг с другом, потеряны какие-то внутренние нити в самих людях. А свет создаётся, на самом деле, самими людьми. И этот праздник помогает нам вернуться к истории и понять, что в истории евреев уже были очень тяжёлые времена, причём не только тогда, когда они находились в изгнании, но и в их пребывание на своей земле, в Греции. Вы знаете, что Александр Македонский был очень веротерпимым, при нём евреи жили хорошо. Потом был Птолемей, который был тоже очень важной фигурой – он пригласил мудрецов, которые перевели Тору, считая это достояние всех 70 народов, которые сохранил Всевышний. Но так было, пока евреи не начали поддаваться чужому влиянию. В итоге пришёл Антиох Епифан, который решил евреев «цивилизовать», пока они не восстали против того, чтобы в нашем Храме водружали идолов. С этим и связана история праздника Ханука», – рассказал председатель еврейской религиозной общины Санкт-Петербурга Марк Грубарг.

Согласно преданиям, праздник этот связан с тем, что после освобождения иерусалимского Храма от греков (в 165 году до н.э., в ходе восстания Маккавеев) это культовое сооружение снова понадобилось освящать. Однако ритуально чистого оливкового масла, которое было бы нужно для повторного возжжения светильника-меноры, нашлось слишком мало, чтобы огонь мог гореть предписанные 8 дней – всего один кувшин, достаточный на сутки. Однако Бог совершил чудо, сделав так, что этого топлива хватило на все восемь дней, пока готовилось новое.

«Здесь нам даётся важный совет, точнее – архетип поведения. Чтобы освятить Храм, было нужно, чтобы светильник горел восемь дней, а масла было всего на один. Перед людьми встал вопрос: действовать ли ради Всевышнего прямо сейчас – или ждать, пока изготовят масло? Надо сказать, что Всевышний всегда помогает нам, когда человек делает всё – но у него что-то не получается… и тогда происходит то, что люди считают нарушением законов природы, но это лишь одна из частей того, что он совершает в мире: люди снаружи называют это чудесами. Увеличивайте свет внутри себя! Мы ставим менору и ханукию на подоконник, чтобы люди видели, что всё в руках Всевышнего, но действия мы должны совершать сами, потому что мы являемся сотрудниками Всевышнего в деле построения мира», – добавил Грубарг.

На этот праздник зажигают по одной свече в первый день (плюс – та, от которой затем будут загораться остальные), по две – во второй, и так далее. Всего их должно быть 44 (сумма чисел от 2 до 9).

«Я хотел бы рассказать важный урок, который несут в себе ханукальные свечи. Написано, что свечи Всевышнего – это душа человека. На Хануку мы их зажигаем. Значит, Всевышний говорит нам, что каждый из нас имеет возможность – и должен – зажигать эту свечу. И делать это так, чтобы было видно снаружи, что вы принесли радость другим людям – и тогда Всевышний будет делать так, что вы сами будете радоваться. Каждый имеет эту силу – зажигать свет вокруг себя», – пояснил главный раввин Петербурга Менахем-Мендл Певзнер.

Отметим, что на Хануку принято есть жареные блюда, в частности – специальные пончики. Такие раздавали всем желающим и вечером у петербургской хоральной синагоги.