Этот разговор произошёл в начале осени в одном из небольших, но довольно уютных отелей в центре Петербурга. Кир тогда приезжал в город для работы над новым проектом для Новой Голландии. Он сейчас живёт и работает в Москве, но раньше он жил, работал и учился в Петербурге (в Институте кино и телевидения – там мы и познакомились). Кир Логинов – молодой режиссёр, он снимает документалки, музыкальные клипы (работал с Лолитой и Сироткиным), рекламу. Недавно снова приезжал в Питер для съемок ролика для Татьяны Парфёновой. Вообще он давно мечтал снять художественное кино – и, кажется, сейчас вплотную подошёл к осуществлению этой мечты. Именно об этом фильме, мечтах, больших и маленьких талантах мы с ним и поговорили. И, поверьте, это не просто разговор с моим другом, а беседа с большим и талантливым режиссёром.
— Когда ты поступал на режиссуру, о чём мечтал?
— Ну, я поступал не на режиссёра, а на такую специальность, которая называлась «кино-теле-репортёр». Это как звучало непонятно, так и звучит до сих пор. Но потом нам сообщили, что мы станем режиссёрами кино и телевидения. Мы этому очень обрадовались: тогда я мечтал о том, что буду делать очень важные документальные фильмы, которые будут напоминать людям о том, что они люди, о том, что они живые. Меня, правда, всегда волновали какие-то глубоко человеческие темы. Я думал, что буду заниматься этим всю жизнь.
— А о чём мечтаешь сейчас?
— Сейчас я мечтаю о мире большого игрового кино. Я мечтаю о том, чтобы в нашей стране при наличии хорошей идеи и хорошего сценария, полностью собранной классной команды, мне не приходили в голову мысли о том, что это не нужно нести в Фонд Кино или в Минкульт. Ведь сейчас шанс на то, что тебя там посмотрят, крайне мал. Я не первый год в индустрии, у меня много знакомых в кино, и я понимаю, каким образом происходит отбор: без влияния определённых людей и обстоятельств там почти ничего не случается. Но чудо-истории случаются всегда.
— Ты уже не первый год в индустрии: работал в рекламе, снимал клипы, коммерческие проекты. Почему ты решил снимать игровое кино?
— Я всегда о нём мечтал. Просто я отдавал себе отчёт в том, что пока я не «срастусь» с какой-нибудь идей, я не буду «играть в режиссёра». Сегодня такой производственный поток медиа-контента в связи с открытием онлайн-платформ, которые конкурируют друг с другом, производя нечто своё под своим брендом. Из-за этого режиссура в глобальным смысле становится чем-то более ремесленническим, а мышление, талант, идеи будто остаются на втором плане.
— И твой фильм «9 сантиметров» — это первое, с чем «срослось»?
— Да, в игровом кино, да.
— А как давно родилась идея?
— Эта идея первично принадлежит не мне, а моему сценаристу Ане Петровой. Мы с ней работали над другим сценарием, идея которого была близка «9 сантиметрам», но спустя некоторое время я понял, что мы в ней до конца не разобрались. Именно поэтому сценарий был сырым… из-за отсутствия жизненного опыта в той области, в которую мы забрели. И в один прекрасный день совместными усилиями у нас получилось признать, что мы «копаем» в той области, где не понимаем какие-то моменты. Я даже немного горжусь тем, что мы отказались полностью от той идеи, которую прописывали изначально, и не стали врать себе и другим.
— Пока звучит слишком абстрактно. Расскажи, о чём фильм.
— «9 сантиметров» — это художественный короткометражный фильм про клоуна Митю, который умел летать… но совсем чуть-чуть – на 9 сантиметров. Предложила мне эту идею Аня (сценарист) именно в тот день, когда мы отвергли предыдущую. Она озвучила мне суть очень коротко, но у меня сразу «ёкнуло». Это звучит весьма по-мечтательски, но так бывает, когда ты слышишь какое-то очень небольшое высказывание и понимаешь, что оно не просто про тебя, а как будто оно принадлежит тебе. И в итоге мы зацепились за эту идею, взяли её, прописали, додумали. И история «9 сантиметров» превратилась в историю про каждого человека, который стремится… Который просто к чему-то стремится. Потому что каждый человек, у которого есть стремление, определённо куда-то растёт. И у каждого из нас есть этот фундамент, базис –или, назовём это более пошлым словом, «талант». Фильм «9 сантиметров» – это и есть все эти слова, тот самый потенциал, который есть в каждом из нас. Речь не идёт про исключительно творческие наклонности, речь не только про творческих людей. Талант – он есть во многом: в том, как человек выдувает стекло, как печёт торты или как пишет картины. Это история про то, как разгадать свои «9 сантиметров» и понять, что это – всего лишь фундамент.
— Кир, а ты хотел бы снять полнометражное кино?
— Да, естественно. Мы прекрасно понимаем, что на самом деле это кино могло бы стать полным метром.
— Просто сценарий фильма звучит, как притча, которая должна быть совсем короткой.
— Нет, этот фильм может быть больше, чем короткометражкой. В этой истории очень много всего, много персонажей, которых мы максимально ограничивали.
— Если бы была возможность снять полный метр, взялся бы за это?
— Да, с удовольствием. Страшно это говорить, но да. Потому что, когда мы написали первый поэпизодный план и прикинули, на сколько он выходит по хронометражу, это уже тянуло на полный метр. А сейчас мы занимаемся тем, что просто «вычищаем» его до короткого. Это и не хорошо, и не плохо: мы просто это делаем, потому что данная история может существовать и в одном, и в другом формате. Для полного метра там всё есть.
— А для короткого метра сейчас тоже всё есть? Команда собрана?
— Да, есть абсолютно все и всё. Есть команда людей, готовых потратить 5 смен, нужных для съёмок (в которые нужно уложиться). Кроме того, все эти люди готовы работать бесплатно – как принято говорить, за идею.
— А чего для создания фильма ещё нет?
— Нет бюджета на технику, на художественный цех, реквизит, декорации, костюмы, на транспорт – и на людей, которые никогда не работают бесплатно: на осветителей, водителей, например.
— Именно на это вы и собираете деньги на краудфандинговой платформе?
— Да, та сумма, которая там объявлена – это сжатая до минимальных размеров сумма, рассчитанная на траты, которых невозможно избежать. Мне тяжело держать актёров в режиме «буфера» и постоянного переноса съёмок, но я очень надеюсь, что люди нам помогут собрать нужную сумму, а мы вскоре сможем снять наши «9 сантиметров».
От автора
Это первый игровой фильм Кира, поэтому идея «9 сантиметров» максимально созвучна истории самого режиссёра — хотя почти вся творческая команда проекта рассказывает, что в их сердцах тема фильма тоже откликается. Как говорят ребята, «9 сантиметров» — это не только про «поверить в себя» или «понять, что ты имеешь право», а даже про то, что в каком-то смысле ты обязан реализовать свой талант, несмотря ни на что, и заявить о себе своим собственным голосом.
Беседовал Роман Деренский / ИА «Диалог»