Site icon ИА «Диалог»

Мотоциклисты о себе и о дороге: «Тот байкерско-рокерский формат уже ушёл»

байкеры мотоциклисты фестиваль Harley Days Невский проспект

фото: Илья Снопченко / ИА "Диалог"

В Выборге с 3 по 5 сентября состоится мотофестиваль Baltic Rally, который соберёт мотоциклистов из множества регионов России и зарубежных стран. Незадолго до начала этого события корреспондент «Диалога» расспросил некоторых из будущих участников этого слёта о том, как они пришли к «двухколёсной» теме.

Игорь Щербаков, координатор фестиваля Baltic Rally: «Мы рубанули по прежнему отношению к мотоциклистам»

— Какой у вас был первый мотоцикл?

— Первый мотоцикл, на котором я ездил – это был К-750, отцовский. То был военный мотоцикл, на котором мой отец передвигался как на служебном транспорте, потому что он был заместителем начальника военкомата. Я ездил за рулём, а в первый раз сел в седло лет в 5-6 – помню, что с трудом тогда удерживал руль… Потом у нас был «Восход-2М» – на нём мы ездили с отцом на рыбалку, когда я был школьником. А следующий – уже в 2008 году, когда мне удалось получить статус официального дилера Harley Davidson, и руководство мне сказало: «Ну всё, ты, парень, прилип…» Я никогда не думал, что буду ездить на мотоцикле: я ничего в них не понимал, всю жизнь ходил в костюме, галстуке. Они сказали, что знают, что мне нужно, и прислали мне самый дорогой Harley Davidson Electra Glide, ручной сборки. Он стоил сумасшедших денег, но мне пришлось его купить – и до сих пор я на нём, любимом, и езжу.

— А как вообще появился интерес к мотоциклам, почему вы стали ими заниматься?

— Интерес появился через бизнес. Моя компания была крупнейшим автомобильным холдингом, и в определённый момент мои молодые партнёры, которые уже сели на мотоциклы, сказали: «Ну всё, по машинам мы – номер один, по всем маркам, пора расширять линейку: давайте переходить на мотоциклы. Мы ездим, нам нравится». Я послушал их, сказал, что они правы, но если уж заниматься мотоциклами, то обязательно – Harley Davidson. От этой идеи всё и пошло – и получилось. Мы стали дилерами сначала Kawasaki, потом Suzuki, а в 2008-м – и HD.

— А сами вы часто сейчас ездите на мотоцикле?

— После того, как мы перестали заниматься фестивалем St. Petersburg Harley Days, честно говоря, было так грустно и тяжело, что я год вообще не садился на мотоцикл. Так что не скажу, чтобы очень часто [сейчас]. А до 2018 года я каждое лето ездил только на мотоцикле. Сейчас – реже.

— Я вот – человек, который ни разу не ездил за рулём мотоцикла. Какие особые ощущения вы от этого испытываете?

— Это невероятные ощущения! Я рекомендую всем их попробовать, потому что это другой уровень жизни, я бы сказал – ощущения жизни. Когда ты входишь в крутой поворот на машине, максимум – это зад съезжает влево-вправо на сидении. А когда ты едешь на мотоцикле, то буквально паришь, как птица. Очень похоже, наверное, на то, что испытывали герои фильма «Титаник», когда – помните? – стояли на носу корабля. Это ветер в лицо, ты чувствуешь запахи деревьев, свежескошенной травы – окунаешься в реальную жизнь, которая так-то проходит мимо. В машине ты этого не ощущаешь. Ну и, конечно, ты такой герой на колёсах, девушки на тебя смотрят… такой брутальный мужской предмет, во многом – реализация детской мечты, которая бывает у мальчишек: кто-то ездил на велосипедах, потом на мопедах, а когда мы становимся старше, то уже способны позволить себе настоящий мужской продукт.

— Вы наверняка сталкивались со стереотипами в отношении мотоциклистов. Что вы о них думаете?

— Когда мы только начинали делать первый фестиваль в 2011 году, действительно были сумасшедшие отрицательные стереотипы. Мне в правительстве города говорили: «Ты с ума сошёл? Ты какую культуру нам несёшь в город? Там же – наркоманы, проститутки, пьяницы, грязные какие-то люди…» А я к тому времени уже поездил по Европе, посетил множество фестивалей – и увидел, насколько приличные люди в массе своей владельцы мотоциклов (и не только Harley Davidson). Я был в этом уверен. А в Петербурге – да и вообще в России – когда-то, до прихода хороших дистрибьюторов, много мотоциклов привозили очень старых, и стереотип был, что это громкое транспортное средство, мешающее ездить, да и ездят-то на них какие-то хулиганы с битами. Этот отрицательный имидж бытовал ещё долго – и я считаю, что наш фестиваль с корнем рубанул по этому отношению.

Когда мы впервые делали фестиваль на площади Островского, главой района была Мария Дмитриевна Щербакова, моя однофамилица. Она с большой опаской относилась к этому, но на тот момент сработала воля Валентины Ивановны Матвиенко – она понимала, что городу нужны большие праздники, и дала «добро». Когда праздник прошёл, Мария Дмитриевна после этого сказала: «Игорь Иванович… в любом месте Центрального района, в любое время – пожалуйста!» Вот и ответ на ваш вопрос.

Артём Гарибян, директор Санкт-Петербургского отделения HOG Leningrad Chapter Russia: «Машина перевозит тело, мотоцикл – душу»

— Какой был ваш первый мотоцикл?

— Suzuki Intruder, полтора литра.

— И как давно это было?

— Одиннадцать лет назад.

— А как вы пришли к теме мотоциклов, мотоспорта?

— К этой теме приходят незапланированно – ровно так же оказался в ней и я. С течением времени, рано или поздно, у человека появляется непреодолимое желание познать что-то новое, а если это новое связано с таким параллельным образом жизни, то оно всегда стимулирует на более активные действия – не только мечтать, но и делать. Мотоциклы интересовали и привлекали меня достаточно давно – своим буйным характером, свободой передвижения, открытым перемещением… ну и, конечно же, красотой. Путь к тому, что я приобрёл мотоцикл, был достаточно долгим, потому что первые современные, мощные и красивые машины начали попадаться на глаза уже в середине 90-х годов. Таким образом, дорога к первому мотоциклу у меня составила примерно 15 лет. Пришёл в это дело я от души, от желания – это порыв, равно как и мотоцикл – это порыв, который не остановить, несмотря даже на то, что это и самый опасный вид транспорта. То было взвешенное решение, и когда всё сходится в одну точку, ты принимаешь решение о покупке… и ездишь. Так у меня и произошло.

— А сейчас вы ездите постоянно? Можно ли сказать, что мотоцикл для вас – основной вид транспорта, которым вы постоянно пользуетесь?

— Сказав, что это основной вид транспорта, которым я пользуюсь постоянно, я бы слукавил, ведь помимо того, что есть езда, которая для меня – скорее отдых и хобби, есть ещё и рабочие процессы, когда понятно, что не всегда удобно использовать мотоцикл – с точки зрения презентабельности при встречах с партнёрами. Я не скажу, что я пользуюсь им постоянно, тем более в зимнее время года (это просто нереально). Но если мы говорим про лето, то, конечно же, езжу при удобном стечении обстоятельств… Если я знаю, что у меня будет день, достаточно свободный от встреч, и вечер я смогу посвятить езде (не только из точки «А» в точку «Б», домой, но и прокатиться лишний круг)… то, конечно, я выбираю мотоцикл. Я бы сказал, что это один из основных видов транспорта.

— А как часто в среднем удаётся ездить?

— Несколько раз в неделю удаётся.

— Честно признаюсь: я ни разу не ездил за рулём мотоцикла, поэтому мне это ощущение незнакомо… Какие особые ощущения для вас дарит езда на мотоцикле, чем она вас привлекает?

— Знаете, мотоцикл – это самое удачное средство от дурных мыслей. Как бы ты ни уставал на работе, как бы ты ни был загружен делами – когда ты садишься в седло, у тебя начинает отдыхать мозг. Ведь не зря говорят, что машина перевозит тело, а мотоцикл – душу! Это как раз связано с тем, что положительные эмоции, которые дарит езда – концентрированные запахи и звуки, полный обзор на 360 градусов, рёв мотора, динамика… Всё это позволяет отключаться от бытовых проблем и не то чтобы забыть о них, но езда на мотоцикле даёт перезагрузку, и для меня мотоцикл – не только езда в удовольствие, хобби, наслаждение и целый мир. Я, как врач, всем бы рекомендовал его, потому что это хорошее средство от депрессии.

— Очень интересно, надо же! Скажите, какие вы слышали стереотипы о мотоциклистах, сталкивались ли вы с ними, и насколько они, в вашем представлении, могут соответствовать действительности?

— Стереотипов, конечно, есть много. Мотоциклистов кто-то где-то побаивается, кто-то считает, что это люди со слишком высоким самомнением, склонные к эпатажу, езде в коллективе. Это всё, конечно, есть – но есть и оборотная сторона. Когда ты – мотоциклист, и ты общаешься со своими одноклубниками, друзьями, то нет более преданной дружбы, чем дружба мотоциклистов; нет более быстрой помощи, чем помощь от мотоциклистов; нет более открытых отношений и диалога – пусть это будет откровенный диалог – чем между мотоциклистами… И, конечно же, мотоциклисты никогда не проявляют агрессию первыми, как это многим кажется порой. Взять даже сам этот вид транспорта – двухколёсный, менее маневренный, чем машина: на нём в принципе нельзя задираться. Увидев отсутствие культуры вождения со стороны автомобилистов и привычки к тому, что есть ещё двухколёсное транспортное средство, понимаешь, что ещё и можно скрытно отдаляться от опасного транспорта, машин.

Если подытожить всё, что я сказал… стереотипов много. Есть глубоко ошибочное представление о том, что все мотоциклисты – невежливые, невежественные, агрессивные люди, непонятные всем. Но это не так: когда ты встречаешься в любой компании – допустим, из 50 человек – и общаешься наравне со всеми, то мало кто задумывается, что треть из них могут быть мотоциклистами. Любые стереотипы нужно ломать, никогда нельзя вешать клейма на людей, а, находясь на дороге, надо уважать и пешеходов, и абсолютно все транспортные средства – от велосипеда и до трамвая. Когда понимание будет, когда люди примут это для себя, много стереотипов сотрётся. А так – конечно, мотоциклы всегда привлекали людей любого пола и возраста. Отсюда, может, и идут легенды, которые люди могут складывать просто по собственному незнанию.

Павел Кобяк, мотопутешественник, основатель движения «Сел и поехал»: «Наш формат встреч и общения предусматривает равенство»

— Какой был ваш первый мотоцикл, и когда это было?

— Первым был мопед марки «Карпаты» – он стоял в гараже на работе у папы. Это было году в 1995-96, когда я учился в девятом классе. Потом в деревне катались на «Восходе-3М», а первый собственный мотоцикл у меня появился не так давно – в 2006 году. Это был японский Suzuki Bandit.

— А как вы пришли к тому, чтобы интересоваться и заниматься мотоциклами?

— Я всю жизнь любил путешествовать, ездить, и понимал, что для дальних поездок лучше всего подходит мотоцикл, пусть и другого класса. Мы как-то сразу начали с друзьями кататься – в Карелию, Белоруссию, по центральной России… В 2012 году было такое замечательное путешествие – мы пересекли страну, от Петербурга до Владивостока. Потом, в 2013-м, была интересная поездка на Кавказ – по ней вышла книга «Кавказский серпантин». Затем мы совершили замечательную поездку по Америке – 16 тысяч километров, 27 штатов мы проехали за месяц, и два раза пересекли США. Прилетели в Майами, во Флориду, поднялись «наверх» (на север – ИА «Диалог») до Ниагарского водопада, оттуда на запад до самого Сан-Франциско, через Йеллоустонский парк. Спустились к мексиканской границе, до Сан-Диего – и вернулись через Техас обратно во Флориду. Четвёртая книга у меня называлась «Памир – крыша мира»: по итогам путешествия по Центральной Азии – с заездом в Афганистан, в Мазари-Шариф. Мы посетили полузакрытую страну Туркмению, проехали через Памир по Памирскому тракту, через перевал Ак-Байтал (4655 метров), посетили Киргизию, Казахстан, Узбекистан – была такая эмоционально хорошая поездка.

— А сейчас вы на чём ездите?

— Под каждое путешествие мы выбираем определённый мотоцикл. Если это поездка в Магадан (в 2016 году мы ездили) или по Монголии – значит, это должен быть мотоцикл класса Tour Enduro, типа BMW GS800. Если по США, где хорошие дороги – то, конечно, это должен быть Harley Davidson, легендарный американский мотоцикл. В 2019 году мы ездили на Сахалин, нашим партнёром была компания BMW, и мы тестировали модель GS850 – он мне очень понравился, хорошая модель. Также у нас были партнёры BRP – мы ездили в ХМАО и ЯНАО, снимали кино про нефтяников и газовиков. Я в первый раз катался на трёхколёсном Spyder’е – тоже остался очень доволен, техника достойная.

— Какие особые ощущения даёт вам вождение, езда на мотоцикле?

— В первую очередь это – дух свободы. Хорошее отвлечение от всех бытовых проблем.

— Вы наверняка сталкивались со стереотипами, касающимися мотоциклистов. Что вы о них думаете, и что из них может быть верно или неверно?

— Всё достаточно просто: сейчас мотоциклизм стал доступен и понятен. Тот байкерско-рокерский формат уже ушёл. Сейчас мотоцикл может купить себе любой человек, и [делают это] в основном успешные люди, когда получают какое-то свободное время и могут позволить себе найти новый род занятий. По крайней мере, в нашей мототусовке, мотосемье, очень разные люди, разного уровня и статуса – но при этом наш формат встреч и общения предусматривает равенство. Это могут быть и первые лица города – у меня есть такие друзья среди полутора-двух тысяч человек по всей стране, которые очень много и далеко катаются. А так как я организовываю мероприятия, то когда закрывается сезон по стране, я собираю всю, скажем так, элиту мототуризма, чтобы обсудить прошедший сезон и строить планы на будущее – и вижу это.

Алексей Ветров, руководитель портала «Мотобратан»: «Наедине с дорогой можно о многом подумать и спросить себя»

— Какой был ваш первый мотоцикл?

— Yamaha Drag Star 400, лет 15 назад.

— А с чего началось ваше увлечение мотоциклами и мотоциклетной тематикой?

— Знаете, я расскажу вам, из-за чего это в принципе происходит – на своём примере… Есть такой сайт – «Мотобратан», я его сделал 12 лет назад. И одиннадцать лет подряд мы делаем встречи – прохват начинающих мотоциклистов: собираем их, человек по сто, и везём прямо из центра куда-нибудь за город. Они вникают в мотомир, и дальше уходят кто куда – кто-то в мотоспорт, кто-то в путешествия, кто-то в мотоклубы. Основное количество, конечно, катается вместе с нами на фестивали. В реальности люди приходят в тему мотоциклов… конечно, есть те, кто с детства увлекался, мечтал, и вот у него появилась возможность… (смеётся) Но в реальности мир просто так построен, что в нём чего-то не хватает, есть пустоты, которые надо заполнять. Это так у всех, практически у любого человека: я встречал очень немного людей, которые были бы духовно полными – это разве что какие-то церковные деятели, которые уже живут в другом мире. А мы берём реальный мир, в котором мы обитаем… и людям в их гонке за деньгами, успехом, в семейных делах, конечно, не хватает – кому-то дружбы, кому-то приключений, кому-то экстрима.

Ровно так же было и у меня. Просто [я чувствовал, что] чего-то не хватало, пусть я и не мог обрисовать конкретно, чего именно. Я и сейчас не могу сказать точно. Так же, думаю, и каждый пришедший не понимает – может, конечно, заливать про мотоциклы, про то, как это круто. «Мотик, нормальная тема, девчонку ещё пассажиркой взять – вообще нормально! Чоппер по-любому нужен!» (смеётся) Вот и история покупки. И так – у большинства.

— А вы на чём поедете на фестиваль?

— На Harley Davidson. Все, кто идёт по линии чопперов, всё равно приходят к «Харлею».

— А часто ли вы сами ездите на мотоцикле?

— Сегодня вот, например, ездил по делам на мотоцикле. В этом сезоне 12 тысяч [километров] я, в принципе, уже «убрал». Мы каждый май катаемся; в этот раз рванули на Нижний Новгород, потом Саратов, там же – Энгельс, на другой стороне [Волги]. Оттуда – в Волгоград, потом в Тулу, из Тулы рванули в Калугу. Хотели заехать в Ржев на новый памятник – у нас был такой пробег, так как он на майских праздниках, мы всегда стараемся определённые места посетить. Но, к сожалению, в Туле сломали мотоцикл, тоже Harley – такие вот приключения! – а пока чинили, стало пора уже обратно в Питер ехать.

— Можно ли сказать, что для вас мотоцикл – не только развлечение, но и постоянное средство передвижения?

— Для начала – это удобно. Я не из тех товарищей, кто рассчитывает на то, что купит себе мотоцикл и будет ездить между пробок. Мне просто неудобно ездить на машине – проще на мотоцикле, заодно и прокатиться, получить удовольствие.

— Как бы вы описали ощущения, которые даёт вам езда за рулём мотоцикла?

— В разные моменты ощущения разные. Во-первых, он даёт удобство – это банально удобно. Хотя на самом деле, скажу вам, целое дело – надеть экипировку, снять её, в ней жарко… по многим параметрам на машине даже комфортнее ехать. Если просто на работу – может, на машине и лучше, потому что на мотоцикле ты по-любому грязный, вспотевший… Но на мотоцикле удобнее потому, что он маневренный, может двигаться в междурядье, меньше места занимает на стоянке. А в дальних поездках, по трассе, если ты едешь один – ты остаёшься наедине с дорогой, только ты и она. Можно о многом подумать. А когда пойдёт хороший дождь, надеваешь дождевик – и медитируешь. Я задаю себе вопросы, о которых я раньше бы даже не задумался, а в такие моменты они ко мне приходят… По крайней мере, у меня так, не знаю, как у остальных.

— Сталкивались ли вы со стереотипами о мотоциклистах, и как вы к ним относитесь?

— Давайте подумаем, а кто такой мотоциклист? Если брать из общей массы представлений, это может быть человек на спортивном мотоцикле – скорее всего, он быстро едет и своей скоростью мешает окружающим, которые переживают, чтобы он их не посбивал. Вот первый стереотипный образ – «молодой и безбашенный». Второй стереотип – «брутальный товарищ, который может и вломить». В принципе, оба этих варианта «рабочие»: можно и получить, а можно и быстро добраться, а молодой девочке – покататься с молоденьким парнем. (смеётся) Может быть, у этого есть своя цена, и люди свои стереотипы корректируют, видя аварии с мотоциклистами – раз, другой, третий… – и понимают, что, может быть, лучше от этого и держаться подальше. Или на перекрёстке что-то случилось, авария какая-то – могут и врезать, есть и такие персонажи.

Это правда? Да, правда. На фестивалях пьют? Да, пьют. Но на большие фестивали, как правило, всё-таки приезжает «третий класс», у которого всё получше. Мы встретимся, сядем в бар, мотоцикл поставим… подвыпившие за руль не садимся – зачем? Посидим, пообщаемся на стенде, с одноклубниками поговорим, вспомним былые годы и подумаем о том, как будет круто. Поспрашиваем друг друга – как семья, как дети? «Ну, нормально, братан». Это тоже стереотип? Да, и он тоже «рабочий», есть и такие.

Беседовал Илья Снопченко / ИА «Диалог»