Директор «Царского Села»: Китайский театр начнут реставрировать через 2 года
23 марта 2021 | 14:01| КультураВ ближайшее время начнётся консервация разрушенного в 1941 году Китайского театра в Екатерининском парке Царского Села. Затем здание будет реконструировано, хотя и без возвращения к строго историческому виду, передаёт корреспондент «Диалога». Проект рассчитан на 8 лет.
«Китайский театр – это зияющая рана прошедшей войны, которая находится в непосредственной близости от Екатерининского дворца. Думаю, и пушкинцы, и петербуржцы будут рады тому, что вопрос наконец-то решён, и мы запускаемся в «дальнее плавание» по реставрации и реконструкции этой руины. Она нас давно волновала и приводила в замешательство: огромный павильон, сгоревший в сентябре 1941 года, с зияющими окнами, без кровли… А ведь само по себе это уникальное строение, возведённое в 1778 году по проекту Ринальди; строителем был архитектор Неелов. Это был значительный объект в истории России, потому что все премьеры итальянских опер проходили там. Это было одно из любимых мест Екатерины II; когда она жила в летний период в Царском селе, там часто давали оперы», – рассказала директор Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова.
Она добавила, что часто получает письма с вопросами, когда же дело сдвинется – и теперь наконец-то может дать ответ на этот вопрос – после визита вице-премьера Дмитрия Чернышенко в октябре прошлого года. Стоимость реконструкции и реставрации Китайского театра Таратынова оценила в 3 млрд рублей. Собственных средств в таком объёме у музея нет, да и министерство культуры не сможет быстро их изыскать – даже учитывая, что процесс займёт не менее 8 лет.
«Нас заверили, что деньги будут выделены, но начинать надо с первоочередных мероприятий, потому что ни один реставратор, ни один плотник или каменщик не войдёт сейчас в Китайский театр – это просто опасно. Поэтому у нас есть проект противоаварийных мероприятий – укрепления стен, обустройства временной кровли, разборки конструкций, которые могут упасть, обследования фундамента – и этим мы будем заниматься около двух лет. В конце следующего года, если всё пойдёт по плану, мы начнём реконструкцию», – добавила Таратынова.
Было принято решение не восстанавливать театр в исходном виде – хотя бы потому, что сохранилось не так много иконографии, и чёрно-белые фотографии не могут ответить на все вопросы, возникающие при работе над интерьерами сгоревшего здания. Поэтому в здании будет создана трансформирующаяся структура, которая позволила бы ГМЗ решить сразу несколько проблем. Во-первых, там будет создан выставочный зал площадью 600 квадратных метров; во-вторых, его можно будет использовать как театральный или актовый. Наконец, в здании предполагается устроить хранилище фондов – в первую очередь костюмов, наподобие того фондохранилища, которое Эрмитаж обустроил в Старой Деревне. В таких площадях ГМЗ также нуждается, поскольку их площадь во дворцах только сокращается из-за постепенной реставрации помещений, которые после войны использовались для складирования, а теперь снова становятся парадным, открытыми для посещения.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»