Site icon ИА «Диалог»

Музеи после карантина: какие выставки стоит посетить в январе

Тем, кто, возможно, уже собирался на новогодних праздниках восполнить пробелы в личных культурных познаниях, в нынешнем году не повезло: согласно «карантинному» постановлению, музеи были закрыты до 10 января (а затем наступил понедельник, когда у большинства музеев выходной). Тем не менее, со вторника, 12 января, приобщаться к прекрасному в таком его проявлении можно – и нужно.

«Диалог» составил список актуальных выставок, которые во время новогодних каникул оказались недоступными из-за того самого постановления № 121. Впрочем, время наверстать упущенное у вас есть; главное – не забывайте маски!

Накануне Нового года свежими выставками отметился Государственный Эрмитаж. Одна из них, названная «Декоративный минимализм» – посвящена послевоенному советскому фарфору: как мы можем видеть, и это банальное, казалось бы, явление жизни уже стало предметом выставки в одном из лучших музеев города, страны и мира. Экспозиция, которая работает до 4 апреля, расскажет о керамике периода «оттепели»: там представлены более 160 образцов, которые напомнят о времени, когда большие перемены происходили и в общественной жизни СССР, и в его творческой сфере – в том числе прикладном искусстве.

Разумеется, хватает в Эрмитаже и других интересных временных выставок, открывшихся раньше, но интересных каждая для своего зрителя. Скажем, до 28 марта открыта «Линия Рафаэля» – исследование влияния творчества Рафаэля Санти на европейское искусство за 500 лет, прошедшие с момента смерти живописца. Тем же, кого манит аромат неизведанной глубокой древности, о которой даже учёным зачастую известно только по обрывочным свидетельствам и разрозненным находкам, наверняка придётся по вкусу выставка «Железный век. Европа без границ. Первое тысячелетие до новой эры», которая будет открыта до 28 февраля.

С распростёртыми объятиями (условно) ждёт гостей также Русский музей. Там решили сделать за нас нашу работу, поэтому администрация сама собрала список актуальных экспозиций. До 15 января в Михайловском дворце можно посетить выставку «“Встреча друзей». Картина Александра Самохвалова». В корпусе Бенуа работают временные выставки «Художники и коллекционеры – Русскому музею. Дары. Избранное. 1898–2019» (часть, посвящённая искусству второй половины XIX – началу XX века) и «Николай Рерих. В поисках Шамбалы». Они открыты до 25 января и 8 марта соответственно. В Мраморном дворце доступна выставка «Ученье-свет! Книгоиздательский и просветительский плакат из собрания Русского музея», в Михайловском – «Художественное наследие семьи Клодтов» (обе – до 29 марта). Михайловский замок приглашает на экспозицию «Александр Бенуа. К 150-летию со дня рождения» (до 31 марта), а в Строгановском дворце можно увидеть фотовыставку об истории Ленинградского рок-клуба (до 10 мая).

В Кунсткамере (она же – Музей антропологии и этнографии РАН) накануне нового года открылась фотовыставка, которая представляет стереофотографию как разновидность научного документа. А ведь обычно мы считаем этот вид светописи развлечением! Предмет выставки тоже вполне серьёзный – жизнь, быт и природа Восточного Туркестана (Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая) в начале XX века.

«Стереоизображение – пара одинаковых картинок, совмещающихся при просмотре – является первой технологией, позволяющей создавать объёмную 3D визуализацию. И это – технология более чем вековой давности! Стереоскопическая фиксация мира появилась как развлечение, но оказалась очень важной для научных исследований в начале XX века. Её использовали для фотофиксации исторических и биологических объектов, построений в топографии, географии, вулканологии, архитектуре, криминалистике и многих других научных областях», – отметили в МАЭ РАН. Автор представленных фотографий – Самуил Мартынович Дудин. В экспедиции 1909 года он впервые в своей работе опробовал технику стереофотосъёмки в качестве моментальной регистрационной фиксации в путешествии. Посмотреть выставку можно до середины марта 2021 года.

Ещё одна интересная выставка открылась 24 декабря в особняке Румянцева (Английская набережная, 44), и называется она «Венеция вдали, как странный сон…» На ней можно познакомиться с коллекцией «венецианских» материалов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Гравюры, литографии, живописные произведения, исторические фотографии — всего более 170 изображений. На выставке дают представление о том, как выглядел в XVIII–XIX веках город, «северным аналогом» которого порою называли и Петербург. Работать экспозиция будет до 2 июня.

Музей истории Петербурга также представляет в своём сердце – в Иоанновском равелине Петропавловской крепости – выставку «Первый архитектор Петербурга», открытие которой было приурочено к 350-летию Доменико Трезини. Его имя в дополнительном представлении не нуждается: первый из череды великих зодчих, создававших Петербург таким, каким мы его знаем; автор Петропавловского собора, Летнего дворца Петра I, здания Двенадцати коллегий на Васильевском острове и других зданий, определивших облик города на заре его существования… и сейчас. На выставке, работающей до 15 июня, представлены живопись и репродукции чертежей и видовых гравюр первой половины XVIII века с изображением основных работ Трезини.

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме на праздниках представляет выставку «Рождества волшебные слова»: она открылась 26 декабря, и будет работать до конца января.

«Есть волшебный праздник Рождества, праздник света, надежды, рождения Нового года. И есть художник, недавний лауреат премии «Золотая маска», Марина Азизян, с которой музей когда-то начинал первые рождественские выставки. Она собрала для участия в проекте петербургских художников разных поколений. Каждый из них выбрал рождественское или новогоднее стихотворение и превратил текст <…> в произведение изобразительного искусства. В разных по стилю и технике работах авторы видят Рождество как чудо, которое повторяется каждый год, но никогда не становится скукой и рутиной», – отметили организаторы.

В музее современного искусства «Эрарта» в декабре открылась – а теперь снова доступна – экспозиция Concept Cars: La Grande Bellezza: выставка автомобилей, созданных легендарным автомобильным ателье Нуччо Бертоне для Alfa Romeo, Cadillac, Chevrolet и Porsche. Там представлены шесть уникальных машин будущего… которое уже наступило. Эта выставка точно вам подойдёт, если вы ищете творческого вдохновения, интересуетесь дизайном, техникой или же просто хотите посетить интересное место. Сделать это можно до 11 апреля 2021 года. Тем же, кто интересуется другой (полярно иной, можно сказать) эстетикой, можно порекомендовать работающую до 31 января в тех же стенах – на 29-й линии, дом 2 – экспозицию «Советский Союз: археология повседневности», где собрана живопись, рассказывающая (и с ностальгией, и с иронией) о далёкой уже эпохе позднего СССР 70-х и 80-х годов прошлого века.

Другое «модное» культурное заведение – центр Михаила Шемякина – тоже напоминает о своём открытии после карантина (с 12 января). Там функционирует выставка «Принцип метасинтеза», на которой представлены работа «Павел I» самого Михаила Шемякина, творения выпускников курса Михаила Шемякина за шесть лет их обучения, а также шесть масштабных дипломных проектов-инсталляций на тему трансформации древнерусской иконы и 32 работы московского художника Петра Пушкарёва, сочетающие традиции древнерусской иконы и русского авангарда. Попасть на экспозицию можно, записавшись на одну из экскурсий: по четвергам (14, 21, 28 января — в 19:00), по субботам (16, 23 и 30 января) — в 12:00, по вторникам (19.01 и 26 января) — в 11:00. Также она будет работать до 13 февраля, расписание экскурсий в феврале ещё не составлено.

Новогоднее время уходит, и это факт. Можно пытаться задержать его, отмечая ещё и «Старый новый год», а можно сходить на выставку «Новый год шагает по планете», которая работает до 31 января в Государственном музее истории религии. На ней получится узнать об истории праздника и связанных с ним традициях из различных стран мира. Разумеется, наступление нового года в разных странах отмечается не обязательно 1 января по григорианскому календарю, и этому интересному пласту информации также отведена часть экспозиции.

Кроме того, до 23 февраля в том же музее можно будет ознакомиться с другой экспозицией, посвящённой символу наступающего вскоре (если быть точными, 12 февраля) года быка по лунному календарю. Быки в искусстве всегда были представлены обильно: от пещерных картин эпохи палеолита через греческие, шумерские, древнеперсидские, индийские образы – и до широко известной картины Валентина Серова «Похищение Европы». На выставке представлены не только репродукции знаменитых наскальных росписей, но и античная бронза, литографии с изображением мифологических сцен, древнеегипетская мелкая пластика и даже также китайские новогодние благопожелательные лубки (няньхуа).

Подготовил Илья Снопченко / ИА «Диалог»