Число новых случаев коронавирусной инфекции в Петербурге продолжает расти, а городские организации вновь переводят сотрудников на «удалёнку». Не остаются в стороне и вузы: на полностью дистанционный формат работы до 1 ноября, к примеру, уже перешли в государственном электротехническом университете «ЛЭТИ». «Диалог» решил выяснить, как работают другие высшие и средние учебные заведения Северной столицы, а также узнал, что о парах в онлайне думают местные студенты.
Онлайн плюс оффлайн
Начать учебный год очно или продолжить занятия в Сети — вузы Петербурга этим летом решали самостоятельно. Роспотребнадзор разрешил им проводить пары в традиционном режиме при соблюдении всех необходимых рекомендаций. В результате многие заведения выбрали смешанный вариант: когда часть студентов ходит в университеты, а другая — впитывает знания, удобно раскинувшись дома на диване.
«При определении формата занятий в СПбГУ учитывались многие факторы: возраст преподавателя, общая численность студентов, которые будут находиться в зданиях, а также необходимость закрепить за группой определённую аудиторию на день занятий. Потоковые лекции и другие занятия, в рамках которых объединяются студенты разных академических групп, были переведены в дистанционный формат. А занятия, которые не являются поточными, у нас реализуются в обычном аудиторном формате», — рассказали в пресс-службе Санкт-Петербургского государственного университета.
Аналогичный формат предпочли и в Политехническом университете Петра Великого, где потоковые лекции также проходят удалённо, а часть предметов перевели в онлайн-курсы. Помимо этого, дистанционно занимаются все студенты очно-заочной и заочной форм обучения, а также почти весь Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли (ИМПЭиТ) — самый крупный институт Политеха с наибольшим числом иностранных студентов.
По словам проректора по образовательной деятельности вуза Елены Разинкиной, многие из них не могли приехать в Россию к началу учебного года, и потому Политех решил перевести этих ребят и их российских одногруппников на «дистанционку».
«Организация обучения одной части студентов очно, а другой дистанционно потребует существенного увеличения финансовых затрат и дополнительных кадровых ресурсов. При сохранении стоимости обучения реализовать это в масштабах ИПМЭиТ невозможно. А от увеличения стоимости — даже на уровень инфляции — мы отказались, понимая непростую экономическую ситуацию, в которой оказались многие студенты, обучающиеся на внебюджетной основе. К тому же профили образовательных программ, реализуемых в этом институте, позволяют максимально без потери качества пройти в удалённом формате дисциплины учебного плана», — объяснила специалист.
При этом, как отметила Елена Разинкина, посещать университетский кампус по-прежнему могут все студенты вне зависимости от формата обучения — главное, чтобы они соблюдали меры безопасности. А те, кто имеет хронические заболевания, имеют право перейти на индивидуальные учебные планы.
ИТМО же в начале сентября предложил своим студентам самостоятельно выбрать формат занятий, рассказала студентка 1 курса магистратуры направления «Инновационный менеджмент» Ксения Скороходова.
«Те, кто хотел провести весь семестр на «удалёнке», могли оформить заявление на дистанционное обучение. Но тогда для них закрыты не только очные пары, но и посещение, например, университетских мероприятий. Пока же всё дистанционно и для тех, кто учится очно, и для тех, кто выбрал дистанционный вариант», — пояснила магистрантка.
Смешанный формат переняли и средние специальные учебные заведения — например, Колледж бизнеса и технологий СПбГЭУ. Но, чтобы адаптировать первокурсников к студенческой жизни, в ссузе решили сделать для новичков четыре дня очной учёбы и два — с применением дистанционных технологий.
Также изменилась работа для преподавателей старше 65 лет и с хроническими заболеваниями: чтобы защитить их здоровье, университеты и колледжи либо сразу перевели им пары в онлайн, либо позволили педагогам выбрать — приезжать на рабочее место или трудиться из дома.
Как сообщили в Колледже бизнеса и технологий СПбГЭУ, ссуз помогал тем сотрудникам, которые не были знакомы с дистанционными системами: для них организовали серию обучающих семинаров. «Кроме того, несколько преподавателей для организации удалённой педагогической деятельности получили от университета новые ноутбуки», — добавили в пресс-службе колледжа.
Виртуальная лаборатория и вокал по Интернету
Онлайн-пары для петербургских студентов сегодня проходят в основном на платформах Microsoft Teams, Mirapolis LMS, Moodle, «Открытое образование» и в собственных электронных системах учебных заведений. Также для занятий используют программы для веб-конференций вроде Discord, BigBlueButton и Zoom. Там учащимся читают лекции, проводят семинары, дают и проверяют задания.
А вот подход к практическим занятиям в вузах и ссузах Северной столицы разнится: например, Колледжа бизнеса и технологий СПбГЭУ решил, что для качественной отработки прикладных навыков студенты со 2 по 4 курсы будут выполнять лабораторные работы очно.
Практические пары в Российском государственном институте сценических искусств — актёрское мастерство, танец, фехтование, вокал, ансамбль и многие другие — тоже проводят очно или в совмещённом формате, когда часть курса присутствует в аудитории, а часть занимается дома перед экраном компьютера.
«У каждой дисциплины своя специфика, поэтому вопрос её адаптации к дистанционному формату всегда обсуждается с педагогом. Именно опираясь на мнения педагогов, мы и принимали решение о том, какие занятия будут проходить дистанционно, а какие только с присутствием мастеров и учащихся в одном пространстве», — сообщили в пресс-службе РГИСИ.
Политех же ещё весной, по данным проректора Елены Разинкиной, предоставлял студентам удалённый доступ к 12 лабораториям с высокотехнологичным оборудованием. Учащиеся по видеосвязи в реальном времени видели и помещение, и установку, с которой им необходимо работать. На ней они, к примеру, могли проверить какой-нибудь разработанный программный продукт, а затем написать отчёт и сдать проект.
Как заявила Елена Разинкина, руководство Политеха уверено в том, что онлайн-обучение с использованием дистанционных технологий уже сейчас является полноценным и удобным форматом, но при этом никогда не заменит традиционного.
В РГИСИ же считают, что для обучения творческим специальностям невозможно использовать исключительно удалённые форматы работы.
«В театральном вузе личный контакт педагога со студентом и студентов друг с другом необходим. Мы обучаем театральному искусству, а театр строится на взаимодействии людей. Работа в дистанционном формате не может дать аналогичного эффекта. Но без сомнения, этот опыт нас обогащает. Мы стараемся использовать все возможности дистанционной формы обучения таким образом, чтобы это не шло во вред учебному процессу», — объяснили в пресс-службе института.
«Дистанционка»: за и против
Сами студенты отмечают, что у дистанционных пар есть несколько плюсов: к примеру, они значительно экономят время на дорогу.
«Я поняла, что так учиться даже удобнее, чем очно. Потому что теперь не нужно тратить лишние часы, чтобы добраться до университета: я живу довольно далеко от него, и для меня дорога была бы действительно проблемой. К тому же преподаватели ведут занятия так, что дистанция не ощущается — используют для взаимодействия с нами все возможные способы: общение по видео, в текстовых и голосовых чатах», — говорит студентка 1 курса магистратуры ИТМО направления «Инновационный менеджмент» Ксения Скороходова.
Ещё одно преимущество, по мнению студентки филологического факультета СПбГУ Юлии (имя изменено по просьбе героини — ИА «Диалог»), — возможность получать образование и параллельно работать.
«В этом семестре у меня появилась удалённая работа, и я могу заниматься ей в перерывах между дистанционными парами или же сразу после пар, не тратя время на дорогу в университет и домой. Или, например, могу есть и пить, когда захочу. Мне с таким форматом учёбы намного комфортнее, хотя мои одногруппницы не разделяют это мнение», — рассказывает девушка.
Среди других преимуществ «удалёнки» — возможность просмотреть запись пропущенного занятия в удобное время и более комфортная обстановка, отмечает магистрант СПбГЭУ по направлению «Экономика и инжиниринг на предприятии» Михаил Балабан.
«Например, дома я могу идеально обустроить рабочее место, настроить нужный температурный режим, а ещё здесь гораздо больше пространства и свежего воздуха, чем за партой рядом с соседом, и в то же время меньше отвлекающих факторов: людей, которые шумят, разговаривают. Тем не менее становится меньше неформального общения, которое необходимо для хорошего эмоционального состояния, обмена мнениями и возникновения новых идей. Это, на мой взгляд, самый важный недостаток дистанционного обучения», — признаётся студент.
Он добавляет: другой минус «удалёнки» — отсутствие живого взаимодействия с преподавателем. По словам Михаила, к примеру, графики удобнее чертить на доске под контролем педагога, чем в Paint. Да и очная беседа получается более приятной и спокойной, чем виртуальная, когда студенту нужно не забывать включать микрофон, чтобы что-то сказать.
«А ещё на дистанционном обучении гораздо легче, номинально присутствуя на паре, заниматься своими делами. Качество образования, с одной стороны, от этого страдает, но, с другой стороны, кто-то смотрел фильмы и на парах в университете, а кто-то на дистанционке продолжает вести тетради с лекциями. Расстановка приоритетов – дело индивидуальное, и я считаю, это хорошо, что появилось больше свободы для выбора и реализации этих приоритетов», — говорит Михаил Балабан.
Без маски вход воспрещён
Чтобы обезопасить своих сотрудников и студентов от COVID-19, городские вузы и ссузы, помимо дистанционных технологий, применяют и другие — ставшие во многих заведениях уже традиционными — меры защиты от инфекции. Среди них — ежедневный температурный контроль всех, кто входит в учебное заведение, соблюдение масочного режима, разметка пространства для соблюдения социальной дистанции и установка аппаратов для рециркуляции воздуха, а также средств для дезинфекции рук.
«В СПбГУ также предусмотрена смещённая по времени начала занятий «сетка» расписания для различных групп студентов, с целью предотвращения скопления обучающихся — в том числе при входе в здания, в холлах, коридорах, точках питания и так далее», — сообщили в пресс-службе университета.
Кроме того, учебные заведения теперь регулярно проветривают помещения, обрабатывают дезсредствами все лаборатории и контактные поверхности вроде дверных ручек. Также студентов информируют о профилактике COVID-19 и о том, что делать, если вы обнаружили у себя признаки заболевания.
Тем, у кого температура, кашель и насморк всё-таки появились, вход на территорию вузов и ссузов сейчас запрещён — таким студентам и преподавателям рекомендуют незамедлительно обращаться к врачам.
Если у учащегося вдруг подтверждается коронавирус, он, в первую очередь, обязан сообщить о болезни начальнику учебного отдела и соблюдать режим самоизоляции.
«В свою очередь мы в тот же день переводим на дистанционное обучение весь его курс, а также — по мере выявления — круг контактных лиц из числа других студентов и работников института. Вернуться к занятиям они могут только после того, как получат отрицательные тесты, и мы будем убеждены, что среди них нет заболевших», — рассказали в пресс-службе РГИСИ.
Для преподавателей действует та же система: руководство вуза определяет, с кем заболевший контактировал за последние 14 дней, переводит их и самого педагога на режим самоизоляции и только после отрицательных результатов теста на COVID-19 допускает их к занятиям. Всё это, как отмечают городские вузы и ссузы, позволяет держать ситуацию под контролем.
Подготовила Евгения Чупова / ИА «Диалог»