Site icon ИА «Диалог»

Интервью Владимира Путина: что президент думает о коронавирусе, экономике и ситуации в Белоруссии

Владимир Путин ответил на вопросы журналиста ВГТРК, ведущего программы «Вести в субботу» Сергея Брилёва

фото пресс-службы Кремля

Днём в четверг, 27 августа, в эфире телеканала «Россия 24» вышло интервью Сергея Брилёва с президентом России Владимиром Путиным. В нём глава государства высказался по трём наиболее злободневным вопросам, касающимся пандемии коронавируса (и борьбы против неё), экономической ситуации и перспектив, а также недавних президентских выборов в Белоруссии и последовавших за ними массовых выступлений.

О коронавирусе

«У нас, в общем, достаточно много заболевших людей, но у нас один из самых низких в мире показателей по смертности. И это не что иное, как проявление готовности нашей системы здравоохранения, возможности мобилизации и своевременности принимаемых решений по купированию угроз. Хочу с восхищением сказать о работе наших медиков. Это в традициях всех народов России – мобилизовываться, когда приходит какая-то угроза. Во главу угла мы поставили жизнь и здоровье людей; общая мобилизация и точечные – но весьма эффективные, как выяснилось – решения позволили нам пройти пик (я надеюсь) эпидемии. Впрочем, я сейчас хочу всё же попросить наших граждан всё-таки иметь в виду, что вирус никуда не делся, и соблюдать ограничительные меры, которым нам предлагают следовать специалисты. Чем более тщательно мы будем это делать, тем быстрее пандемия завершится», — заявил Владимир Путин.

По его словам, помогли и административные решения власти всех уровней. Это может оказаться полезным в дальнейшем – если осенью, как предсказывают специалисты, мир ждёт вторая волна коронавирусной пандемии.

«Мы создали необходимый задел специализированных коек, средств защиты, лекарственных средств для борьбы с последствиями… Весь этот арсенал – у нас в руках. Регулярно проводятся исследования, и наши специалисты понимают, как сделать так, чтобы болезнь протекала как можно мягче, без тяжёлых последствий», — сказал президент.

Также он упомянул о первой зарегистрированной в России вакцине от коронавируса, созданной институтом имени Гамалеи.

«Мы сделали всё, что необходимо, чтобы провести регистрацию вакцины – с условием проводить дальнейшие исследования в ходе массового применения. Мы провели и доклинические, и клинические исследования на животных, потом на добровольцах. Мы выяснили, что устойчивый иммунитет формируется, антитела появляются, а самое главное – вакцина безвредна. Моя дочь проверила её на себе, и чувствует себя хорошо, хотя в день после первого применения у неё была температура до 38,4, и после второй прививки – через 21 день – тоже поднималась».

Он добавил, что в сентябре у России должна появиться ещё одна вакцина. Над ней работает институт микробиологии «Вектор» в Новосибирске.

«Уверен, что его специалисты сделают замечательный препарат, который поможет многим людям. Эти препараты будут конкурировать друг с другом, потому что по безопасности и по эффективности они не должны уступать друг другу», — пояснил президент.

Об экономике

По словам президента, последние прогнозы рейтингового агентства Moody’s по перспективам роста (точнее – падения) экономики России выглядят вполне неплохо по сравнению с тем, что происходит в других странах. При этом нынешний кризис оказался для мировой экономики более серьёзным по последствиям, чем спад 2008-2009 годов.

«Тогда падение мирового ВВП составило 0,1 процента, а в этот раз, по данным экспертов МВФ, Мирового банка и других организаций, будет где-то около 5 процентов. То есть разница колоссальная, и многие сравнивают это с Великой депрессией 30-х годов или даже с послевоенными событиями. У нас прогнозируется 8,5 процента, но наши специалисты считают, что это будет меньше – в районе 5-6 процентов. В США в первом полугодии было 9 процентов, в еврозоне – 15 процентов. Отчасти, видимо, дело разницы в структуре экономик, но помогли, думаю, и принимаемые правительством точечные решения по поддержке отраслей. Мы поддержали агропром, строительство, автомобилестроение и другие отрасли, в которых работают сотни тысяч и миллионы людей, налажены кооперационные цепочки – это помогло», — заявил Путин.

В качестве примера положительного эффекта от принятых правительством мер он назвал то, что инфляция остаётся на низком уровне – 3,4 процента в годовом выражении.

«Нефть — 46 [долларов за баррель], и лучше бы она была чуть побольше – но у нас, несмотря ни на какие сложности, растут резервы. Это важно, хотя это и не панацея – но это даёт нам уверенность, что мы сможем, несмотря ни на что, финансировать социальный мандат», — отметил президент.

По его словам, пик экономических проблем пройден, и хозяйство страны начнёт постепенно восстанавливаться – как, впрочем, и в остальных государствах мира – и в 2021 году экономическое восстановление будет обеспечено.

О ситуации в Белоруссии

Вопрос о недавних выборах в Белоруссии, последовавших за ними выступлениях недовольных результатом и разгоне их милицией не мог не возникнуть, тем более что «белорусский опыт» российская оппозиция уже часто проецирует на себя, размышляя о грядущих выборах 2024 года. Неоднозначной представляется и официальная реакция Москвы, и резко усилившаяся со стороны официально победившего на выборах в Республике Беларусь Александра Лукашенко дружественная риторика в адрес России, хотя до того он явно выглядел «колеблющимся».

«На мой взгляд, мы ведём себя намного более сдержанно и нейтрально, чем многие другие страны – США и европейские. Мы считаем, что это дело белорусского народа и общества, прежде всего, но мы не можем оставаться равнодушными к тому, что происходит в этой стране – самой близкой для нас, наверное, по культуре, по языку, в духовном плане. У нас миллионы прямых родственных связей, теснейшая кооперация в экономике – скажем, в сельхозмашиностроении. 90 процентов белорусского экспорта идёт в Россию. Мы исходим из того, что всем участникам процесса хватит здравого смысла решить ситуацию миром, спокойно найти выход. Если люди вышли на улицы – с этим надо считаться и реагировать на это, и белорусский президент заявил о готовности провести, например, конституционную реформу и новые выборы. Но и за рамки действующей конституции выходить нельзя», — сказал Путин.

Он упомянул и то, что Лукашенко попросил своего российского коллегу сформировать резерв из сотрудников правоохранительных органов.

«Но мы договорились, что не будем его использовать, если только экстремистские элементы, прикрываясь политическими лозунгами, не попытаются перейти к открытым действиям – разбою, поджогу, захвату административных зданий. Все сложившиеся проблемы в Белоруссии будут решаться мирным путём, а если есть нарушения – или со стороны правоохранительных органов, или со стороны участников акций протеста – на них будут реагировать в рамках закона. В целом ситуация выравниваются, и все проблемы, я надеюсь, будут решаться – хотя они, конечно, есть, иначе бы люди на улицы не выходили», — отметил российский президент.

О 33 «бойцах ЧВК Вагнера»

«Это акция украинских и американских спецслужб, сейчас это достоверно известно. Людей втёмную использовали, чтобы переместить на территорию Белоруссии, хотя они должны были ехать на работу в третьи страны – в Латинскую Америку, на Ближний Восток. А их представили в качестве ударной силы для раскачивания ситуации в Беларуси. Информированные участники процесса теперь этого и не скрывают», — коротко рассказал Путин о своём видении случившегося.

Илья Снопченко / ИА «Диалог»