С начала 2020 года в 23 субъектах России, в том числе в Петербурге, тестировали налоговый режим для самозанятых граждан. По предложению Владимира Путина, 1 июля уже все регионы страны получили право вводить новую систему на своей территории. «Диалог» разбирался, кто такие самозанятые, как оформить себе этот статус и в чём его преимущества.
Самозанятые и индивидуальные предприниматели — одно и то же?
Не совсем. Самозанятыми гражданами считаются физические лица или те предприниматели, которые предлагают товары или услуги, но при этом работают самостоятельно — без помощи наёмных сотрудников. Оформить такой статус может, к примеру, индивидуальный мастер маникюра, домашний кондитер, фотограф, таксист или аниматор, который получает доход от своего дела. Также этот вариант подойдёт людям, сдающим жилые помещения в аренду.
Зачем для самозанятых придумали налог?
Каждый из них, как и любой работающий гражданин России, по закону должен платить государству налоги. Но на практике большая часть самозанятых сейчас находится в теневом секторе. Чтобы исправить эту ситуацию, для них создали льготную систему: оформив статус самозанятого, такие люди могут платить специальный налог на профессиональный доход (НПД) по сниженной ставке и не бояться проверок и штрафов.
Кроме того, такая система поможет самозанятым без проблем получить справку о заработке для банка или, к примеру, консульства при открытии визы.
И в чём выгода?
Предприниматели и физические лица, которые переходят на этот налоговый режим, отдают государству 4% от заработка при работе с физлицами и 6% — с юридическими лицами (вместо 13% у индивидуальных предпринимателей). Также, в отличие от ИП, здесь не нужно платить налог, если вам не удалось ничего заработать — обязательные фиксированные выплаты отсутствуют.
Помимо этого, ежегодно самозанятые могут получить налоговый вычет в 10 тыс. рублей. А всем, кто оформит себе новый статус в 2020 году, в связи с пандемией начислят дополнительный бонус в размере 12 тыс. 130 рублей. Этой суммой можно будет оплатить НПД, задолженности и пени по нему.
Хорошо, я хочу оформить себе такой статус. Есть какие-то условия?
Да, льготный налоговый режим могут получить физические лица, которые:
- достигли 16-летнего возраста;
- не привлекают сотрудников по трудовым договорам (при этом договоры подряда они могут заключать);
- трудятся в том регионе, где ввели налог для самозанятых;
- не перепродают чужие товары, а производят свои или самостоятельно выполняют какие-либо услуги;
- за год имеют доход, не превышающий 2,4 млн рублей (если этот пункт не соблюдается, придётся открывать ИП).
Если у вас уже имеется ИП или основное место работы, можно оформить самозанятость, чтобы предоставлять дополнительные услуги. При расчёте НПД доходы с первых двух предприятий учитываться не будут.
Мне подходит. Как получить этот статус?
Зарегистрироваться в качестве самозанятого можно только через Интернет: в приложении «Мой налог» (есть и в Google Play, и в App Store) или в личном кабинете самозанятых на сайте ФНС. Госпошлину за это не берут.
И там, и там потребуется выбрать один из трёх вариантов:
- зарегистрироваться «с нуля», указав номер телефона, отсканировав паспорт и сделав свою фотографию;
- войти с помощью пароля от личного кабинета физлица на сайте nalog.ru (если вы там уже зарегистрированы) и дополнительно ввести ваш ИНН;
- войти через учётную запись Единого портала госуслуг.
Граждане Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии, работающие на территории России, также могут получить статус самозанятых, но только через регистрацию по ИНН и паролю от личного кабинета налогоплательщика. Получить их можно в налоговой инспекции.
Зарегистрировался. Что делать дальше?
Спокойно работать и получать доход. После того, как клиент заплатит вам за товар или услугу, в приложение до 12 числа следующего месяца потребуется внести данные о том, какую сумму и за что вы получили. Следом нужно будет выбрать плательщика — физическое или юридическое лицо. Для последней категории также понадобится указать ИНН компании. Следом приложение автоматически сформирует чек (а потому на кассовый терминал раскошеливаться не придётся).
Кроме того, не потребуется представлять налоговые декларации в органы и высчитывать размер налоговых отчислений — учёт доходов и все подсчёты приложение также проведёт за вас.
Срок уплаты ежемесячного НПД — до 25 числа следующего месяца. В случае задержки на задолженность будут капать пени.
Я перестал работать. Как сняться с учёта?
Подать заявление в приложении «Мой налог». Для этого в личном кабинете нужно открыть вкладку «Настройки», нажать кнопку «Снять с учёта» и выбрать одну из предложенных причин такого решения. Регистрация прекратится автоматически. Но если у вас осталась задолженность по налогу на профессиональный доход, её всё равно придётся погасить. При возобновлении деятельности вы сможете заново зарегистрироваться и вновь получить статус самозанятого.
Подготовила Евгения Чупова / ИА «Диалог»