Site icon ИА «Диалог»

На страже чистоты: история мыла от Древнего Рима до наших дней

«Не забудь вымыть руки с мылом!» – с самого детства твердят нам взрослые, казалось бы, при любом удобном случае: когда мы радостно возвращаемся с прогулки, хватаемся за что-то вкусное или гладим уличного кота. В 2020 году этот совет из-за начавшейся пандемии стал ещё более актуальным – в апреле Роспотребнадзор даже выпустил специальную памятку о том, как правильно выполнять процедуру. «Диалог» вспоминает, как следили за гигиеной до изобретения мыла, и когда это моющее средство получило популярность.

Чистота до нашей эры

Основной компонент традиционного мыла – жир (растительный, животный или синтетический), который разогревают до жидкой однородной массы. Чтобы получить моющее средство, в него добавляют второй ключевой ингредиент – щёлочь. Чаще всего это сода или, к примеру, поташ – специальный порошок из золы. В результате соединения происходит реакция омыления: на поверхность раствора выступает мыльная масса, или так называемый мыльный клей. Он остывает, густеет и превращается в цельный брусок, которым с уверенностью можно мыть руки и спасаться от бактерий. 

Подобную технологию древние галлы использовали на территории современной Франции уже в V веке до нашей эры.

«Оно делается из сала и золы (лучший сорт из золы букового и грабинового дерева) и приготовляется в двух видах: твёрдом и жидком состоянии. Оба его вида употребляются ещё и германцами, причём оно больше в ходу у мужчин, чем у женщин», – отмечал в 28-й книге «Естественной истории» древнеримский писатель Плиний Старший.

Правда, применяли такое вещество не по назначению: галлы также добавляли туда специальный краситель – охру – и наносили на волосы, чтобы придать им сакральный красный цвет. Во время дождя их шевелюры из-за реакции омыления пенились, становились пушистыми и чистыми, но галлов это нисколько не интересовало.

Прообраз современного мыла в те годы также появился в древнеримских прачечных. 

«[Там] стирали одежду обычные ремесленники – фуллоны и ланифрикарии – используя в качестве мыла мочу, которая в соединении с жиром образовывала жидкое аммиачное мыло; ворсовали сукна шкурками ежа или шишками чертополоха, белые ткани окуривали серой, затем прессовали», – отмечает в книге «История костюма» искусствовед Дарья Ермилова. 

Для чистоты тела же древние люди чаще пользовались не мылом, а скрабами и мазями, которые удаляли с тела вместе с грязью специальными скребками. К примеру, египтяне умывались пастой из пчелиного воска, а скифы готовили вязкий порошок из кипариса, кедра, ладана и воды. 

Не позорьте российских жён

Спустя несколько столетий, уже в X-XII веках нашей эры, мыло появилось в Средней Азии. Произошло это на волне общего развития медицины в регионе. По данным Московского медико-стоматологического университета имени Евдокимова, армянские врачи тех лет умели ставить катетеры при проблемах с мочеиспусканием, склеивать раны от сабель дёгтем и смолой и накладывать швы. А для лечения открытых переломов они придумали использовать мыло: рану обеззараживали тёплой водой с моющим средством и только потом погружали пациента в наркоз для операции. 

Из Азии рецепт мыла проник на Ближний Восток, а оттуда – в Европу. К XV веку технология дошла и до России, но здесь пользовались моющим средством в гигиенических целях лишь единицы. 

Вместо этого для стирки российские женщины использовали глину и сок мыльнянки – растения, корни которого в воде образуют пену. В XVI веке к этому способу добавился ещё один: в чан с бельём помещали золу и заливали кипятком – в результате появлялся щёлок (специальный настой, разъедающий грязь). Им же крестьяне натирались в банях.

В XVII веке в деревнях и городах появились небольшие мыловаренные мастерские, где ремесленники производили мыло из животных жиров и поташа. Правда, ему мужчины и женщины из аристократических кругов по-прежнему предпочитали духи, скрывающие неприятные запахи от тела. 

А потому в 1718 году Пётр I издал указ «О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем». Император посоветовал посетителям подобных собраний мыться и бриться перед мероприятиями, чтобы своим видом и ароматом не нанести гостям «мерзкой урон». 

«Замечено, что жёны и девицы, <…> одев робы и фижмы из атласу белого на грязное исподнее, потеют гораздо, отчего зело гнусный запах распространяется, приводя в смятение гостей иностранных. Указываю впредь перед ассамблеей мыться с мылом в бане со тщением и не токмо за чистотой верхней робы, но и за исподним такожды следить усердно, дабы гнусным видом своим не позорить жён российских», – гласил указ.

Борьба за покупателей

В XVIII веке в России началось время больших мыловарен – к середине столетия в стране появилось уже восемь мануфактур, а к 1896 году их стало 485. В основном мыло поставляли на суконные и красильные фабрики, но были и производители, ориентированные на простых людей. 

Так, в 1854 году в Замоскворечье появилась фабрика французского парфюмера Генриха Брокара. Новоиспечённый предприниматель быстро прославился, потому что придумал эффективный маркетинговый ход: он выпустил мыло «Детское», на каждом бруске которого вытеснил по букве из алфавита. Такая своеобразная азбука пользовалась популярностью среди покупателей всех возрастов. 

Примеру Брокара последовали другие российские мыловары: они создавали красочные обёртки для брусков, которые затем можно было повесить в доме, готовили пенящееся в морской воде мыло для моряков или детское – в форме зверей и овощей. В общем, всячески пытались выделиться на мыльном рынке.

Признание же по всему миру мыло завоевало благодаря ещё одному французу – микробиологу Луи Пастеру. В 1860-х годах он заявил, что инфекционные заболевания у людей появляются из-за микробов, и поэтому медикам необходимо использовать антисептики и мыло в работе. Сначала такую теорию приняли со скрипом, но уже к 1890-м годам моющее средство стало обязательным элементом во врачебных кабинетах. 

Мыло в подарок

В 1912 году в мыльной истории произошли очередные изменения: российский учёный Григорий Петров обнаружил моющие свойства веществ из нефти. Они могли заменить животные и растительные жиры в мыле. Но отечественные промышленники открытие не оценили, а потому лавры первенства в производстве синтетических моющих средств ушли американцам: там в 1930 году синтетические жиры начали добавлять буквально во всё – стиральные порошки, шампуни и мыло.

После революции 1917 года в России начался культ чистоты и здоровья. Исследователь Ирина Опимах в научной статье «Как было создано мыло» пишет, что тогда на прилавках магазинов появились мыла с политическими названиями: «Беломорканал», «Герои Севера», «ГТО», «Привет челюскинцам» или «Ударница полей». Кроме того, моющее средство стало одним из главных призов в соцсоревнованиях. Так, по словам историка медицины Александра Лихтшангофа, матерей, чьи дети болели меньше всего, награждали пелёнками и брусками мыла.

Серьёзный дефицит моющего средства жители страны ощутили в начале Великой Отечественной войны. 18 февраля 1942 года житель блокадного Ленинграда Николай Горшков писал в своём дневнике (орфография и пунктуация сохранены)

«В поликлиниках очень много больных на запись к врачам и очереди даже для вызова врача на дом. Врачи приходят к больным на дом только дней через 7-12 после вызова, бывает большей частью приходит медсестра или кто-нибудь из среднего медицинского персонала, т.к. врачей не хватает ввиду перегрузки. В городе много заболеваний желудочными болезнями, гл. образом поносы, вконец истощающие людей. Есть уже заболевания сыпным тифом, как следствие отсутствия бань, которые давно закрылись за отсутствием воды, топлива и света. Мыла также недостаток. В январе мыло хозяйственное было выдано по 250 гр. на человека, а в феврале до сих пор о выдаче мыла нет разговоров, т.к. мыловаренные заводы не работают. Туалетное мыло вовсе не выдаётся. Сегодня шёл слух, что на днях будет объявлен в городе карантин ввиду заболеваний, и въезд и выезд из города будет воспрещён. Слух сомнительный». 

Восстановление и развитие после войны мыловарен длилось вплоть до 1960-х годов. А уже в 1965 году в стране выпустили самый большой за всё время существования СССР объём мыла – 1782 тысячи тонн. В то время началась история современного мыла – такого, каким знаем его мы в XXI столетии. 

Подготовила Евгения Чупова / ИА «Диалог»