В субботу, 11 апреля, эксперты проходящей в виртуальном пространстве редакции Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ 9½) заявили об успехах в вызванном пандемией коронавируса переходе к электронным механизмам осуществления правосудия. Согласно их мнению, этот процесс не будет полностью обращён вспять и после окончания действия ограничений, связанных с распространением опасной болезни.
«Разразившийся кризис показывает, что новая система работает – и есть некоторые элементы, в которых мы могли бы полагаться на технологии. Например, я представляю себе международный арбитраж, когда в слушаниях участвуют стороны, располагающиеся в разных юрисдикциях. Это всегда предполагает значительные расходы и за счёт трансферов, пересылки документов. Недавно арбитражные организации приняли решение полностью перейти в электронный формат. Но до этого, будучи арбитром, готовясь к делу, вы получали огромные коробки, переполненные документами. А если это было бы слушание на нескольких языках, будет десять коробок на английском языке, испанском, китайском, русском. И все это, как мне кажется, можно упорядочить», – объяснила секретарь Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли Анна Жубан-Бре.
Судья Верховного Суда РФ Виктор Момотов рассказал о мерах, на которые были вынуждены пойти суды в России: например, был приостановлен личный прием граждан, а документы рекомендовано подавать через интернет-приёмные. Суды рассматривают только дела и материалы срочного характера, в том числе о защите конституционных прав граждан на свободу и личную неприкосновенность, охрану здоровья, собственности. Также суды могут рассмотреть дела в порядке приказного, упрощённого производства, дела, всеми участниками которого заявлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствии, если их участие при рассмотрении дела не является обязательным.
«Следует учитывать такой критерий, как значимость исхода дела. К таким делам относятся дела о возмещении ущерба здоровью, а также дела, в которых участники процесса в силу состояния здоровья рискуют не дождаться окончания разбирательства, семейные споры о детях, лишение родительских прав, изъятие детей, дела о гражданском состоянии, лишение или восстановление дееспособности, споры, возникающие из трудовых взаимоотношений», – отметил Момотов.
В России уже было проведено первое заседание суда через мессенджер. На новую систему работы переходят практически все суды в мире – в том числе Европейский суд по правам человека: все 47 его судей получили удалённый доступ к системе документооборота.
«Я хотел бы отметить высокую адаптивность наших процедур и совместной работы всех сотрудников аппарата суда к тому, чтобы адаптировать наши процедуры к этой ситуации. Мы общались по интернету. Наши лидеры предлагали варианты проведения заседаний в письменной процедуре, и мы соглашались или делали свои предложения – это было сделано очень быстро, буквально за один день», – рассказал судья ЕСПЧ Дмитрий Дедов.
Он считает, что «письменный» процесс имеет ряд преимуществ перед «очным». Его участники смогут более основательно ознакомиться с материалами дела, а судьи – принять более взвешенное решение.