Можно бесконечно спорить, какая ёлка лучше: живая или искусственная. Но Новый год – не время для ожесточённых дискуссий, поэтому редакция «Диалога» решила просто поздравить читателей с праздником. И поделиться нескучными историями о самом главном торжестве года – а вернее, о его главном символе.
Евгения Чупова, корреспондент
Больше всего мне запомнилась ёлка, которую подарил мне на Новый год молодой человек. Это было не искусственное дерево из магазина, или живое с рынка – он подарил мне ёлку, растущую прямо в лесу. Мы оба тогда ещё учились в школе и почти не знали родителей друг друга, поэтому провести новогоднюю ночь дома у общей ёлки не было возможности. Тогда Егор решил найти такое дерево в пределах города – и сделать его нашим, вручив мне.
Для этого они с другом за неделю до праздника начали ходить по ближайшим лесам (у нас их несколько в разных концах города) и высматривать приличное дерево. Спустя какое-то время нашли идеальную ёлочку – ровную, ярко-зелёную, пушистую и без проплешин. Сделали на ней пометку и решили оставить до 31 декабря. Но не одни они оказались такими умными: к Новому году это дерево уже спилили и унесли другие предприимчивые горожане. План «Б», как рассказывал потом Егор, пришлось изобретать на месте: новым кандидатом на подарок стала стоящая рядом косенькая, но всё ещё пушистая (правда, только с одной стороны) ёлка. Чтобы её нарядить, он одалживал украшения у друга и незаметно снимал со своей домашней ёлки те игрушки, которые висели сзади – их пропажу родители бы обнаружили не сразу.
Я обо всех этих приготовлениях, естественно, не знала. Лес с «подарочной» ёлкой находился на окраине города – за церковью и пустырём. Всё, как в лучших ужастиках: где не ходят люди, воют собаки и нет ни единого фонаря. И вот в Новогоднюю ночь я радостно прибежала на встречу, а Егор, не сказав ни слова о предстоящем походе, повёл меня в сторону этого самого пустыря, крепко держа за руку. Помню, что в тот момент я нервно хихикала и прикидывала, в какую сторону удачнее будет уносить оттуда ноги.
В конце концов молодой человек вообще куда-то ушёл, оставив меня в полной темноте. Веселее не становилось. Но тут неожиданно на ёлке загорелись гирлянды. Было невероятно красиво – светились синие и зелёные огоньки, сверкал снег (в ту зиму он ещё был), а на небе ярко светились звёзды. Мы долго там стояли и просто разговаривали. Правда, Егор старался держать меня только с одной стороны этой ёлки – чтобы я не увидела её второй, лысый, бок.
Это дерево мы с тех пор стали считать нашим. Правда, на следующий год его кто-то спилил. Так что теперь по факту у нас в лесу есть свой маленький пенёк – что, в общем-то, тоже довольно приятно.
Рената Ильясова, корреспондент
В детстве на Новый год дома родители всегда ставили искусственную метровую ёлочку. Тренд на экологичность в 90-х был ещё мало популярен, зато это полностью отвечало к базовому требованию моей мамы к праздничному деревцу – никаких иголок на ковре. Доставали мы обычно ёлку за неделю до праздника с антресоли, и я выбила себе железное право участвовать в её сборке: ставили штырь в подставку, нанизывали плоские «ветки», верхушка – готово. Никаких стандартов украшения не было, так что на совершенно не пушистых ветках (зато мыть от пыли можно был под душем!) рядом с советскими типовыми игрушками висели поделки по идеям из методички для воспитателей детского сада: гирлянды, склеенные из колечек цветной бумаги, щедро пошинкованный ножницами самодельный дождик, фонарики (моя гордость), птички (какое-то время я увлекалась оригами) и конфеты (они сохранялись недолго). Ёлка непременно водружалась на стол – чтобы внушительнее смотрелось – а рядом с ней ставили пластмассовых Деда Мороза и Снегурочку. Фигурка сказочного волшебника была полой – так что, бывало, я находила маленький презент под ней, а подарки побольше – под самой ёлкой или в валенке. Дней десять после наступления Нового года я придерживалась ритуала и проверяла все «нычки» Деда Мороза. Полагаю, что именно моя неугасаемая надежда найти подарок даже 12 января вынуждала «волшебника» лишний раз бегать в магазин.
Другая история связана с первым же Новым годом после переезда в другую квартиру. Тогда к нам в гости приехали с юга бабушка с сестрой, и папа решил, что в новый дом – с новой ёлкой. Он принёс, к ужасу мамы, которая только пропылесосила ковер, настоящую пышную ель – выше меня, хотя к тому моменту я подросла. Как он её укрепил – загадка, но вроде там были задействованы диски с раскрученных гантелей. Я тогда уже повзрослела и потеряла интерес к оригами, поэтому на ветвях висели советские игрушки и новые гирлянды. Ещё мы стали вешать стеклянного маленького Деда Мороза, у которого был заметно более узкий разрез глаз, чем у пластмассового коллеги. Эта фигурка – семейная реликвия, переданная нам абикой (с татарского переводится как «бабушка»), и висела она на ёлках в нашей семье ещё в 50-х-60-х. Тот Новый год запомнился мне именно таким – запах настоящей ели, пересказ семейных историй и впервые вставшая на лыжи в элегантном возрасте бабушка. Видеозапись её легендарного спуска/падения с горы была засмотрена до дыр в тот же день.
P.S. Во время съёмки ни одна пенсионерка и ни одно дерево не пострадало.
Алла Бортникова, корреспондент
С детства я привыкла, что Новый год без елки – не праздник. В нашей семье была традиция вместе выбирать пушистую красавицу и потом дома наряжать её. Это очень теплые воспоминания, которые хочется повторять – поэтому, даже повзрослев и переехав от родителей, я всё также не могу устоять, чтобы не купить ель. В этом меня активно поддерживают мои друзья, которые помогают выбрать дерево, привезти его домой, установить и нарядить. Обычно мы отправляемся на ёлочный базар, но однажды мне захотелось взять ёлку в лесу. Кто не знает: просто так вырубать деревья нельзя – если поймают, будет штраф. Но есть и альтернативный вариант – можно заключить договор с лесничеством, оплатить госпошлину (в тот раз эта сумма составляла 7 рублей 13 копеек) и поехать в место, где разрешено рубить ёлки.
Казалось бы, схема проста… но не тут-то было! Сначала нужно было уговорить друзей поехать во Всеволожское лесничество. Эта задача была самой простой – они у меня легки на подъем и любят приключения. Поэтому в назначенный день с утра мы выехали к месту назначения.
Почему-то мне казалось, что заключить договор с лесничеством будет не сложно, как говорится – пришёл, увидел, победил. Но когда мы приехали и зашли в четырехэтажное здание, то наткнулись на страшное – очередь тянулась до первого этажа. Как итог – несколько часов ожидания. Почти в 16:00, когда сотрудники сего светлого учреждения заканчивают работу, мы оказались у заветной двери – но, увы, из кабинета вышел молодой человек… и сказал, что на сегодня всё – примут еще несколько человек, а всем остальным следует отправиться домой. Я была на грани истерического смеха, но помощь пришла, откуда не ждали. Перед нами в очереди стояла семья: муж, жена и две девочки лет десяти. Было видно, что детям скучно, им хочется на свободу – туда, где есть свежий воздух, снег и хоть какое-то веселье. Тогда папа, чтобы отвлечь дочерей, пошутил, сказал, чтобы они пошли в кабинет и попросили дяденьку-чиновника дать им разрешение на ёлку. Дети не растерялись и побежали, а через минуту пришли с двумя договорами. Сказали, что они там стопками лежат на тумбочке. К слову, документы были уже с готовыми подписями и печатями. Тогда я разговорилась с этими родителями, и они заслали своих дочек на второй «рейд». Ещё через минуту у меня в руках был долгожданный договор. Спасибо этой семье, иначе я бы так и не дождалась своей очереди.
Так вышло, что, когда мы вышли из здания, на улице уже темнело – а когда добрались до леса, по ощущениям, была ночь, и дорогу освещала лишь полная луна. Чем не начало ужастика? Но раз пришли, нужно довести дело до конца. Вшестером – пять человек и топор – наша компания брела по темным окрестностям в поисках приличной ёлки. Слишком далеко от дороги и припаркованной на обочине машины идти не рискнули – страшно, вдруг заблудимся. Найти наше дерево удалось где-то минут через 20, ещё какое-то время ушло на то, чтобы срубить его, дотащить до машины и завернуть в гигантский полиэтилен, спасая багажник от россыпи иголок.
Если задуматься, картина получалась забавная: пять человек вышли из леса и прячут что-то большое в багажник. Шуток на эту тему было очень много – каждый упражнялся в остроумии всю дорогу домой, где мы наконец-то поставили и украсили лесную красавицу, добытую с таким трудом. И да, это ёлка оказалась самой запоминающейся.
Дарья Маташина, шеф-редактор
С ёлкой в нашей семье всегда была стандартная история: много лет на балконе хранится искусственная, которую за неделю до Нового года наряжают как старыми советскими игрушками (разноцветными стеклянным шишками или совами на прищепках), так и современными шарами и гирляндами. Однако в этот раз всё изменится… и, не поверите, виноват в этом символ грядущего года!
Дело в том, что полгода назад мы взяли домашних питомцев – двух крыс, Кракена и Коржика. Братья очень любят пробовать всё на зуб: так, их жертвами уже стали обивка дивана и подушек, мой рабочий рюкзак (там неосмотрительно были оставлены без присмотра печеньки) и провод от компьютерной мышки (муж шутит, что это был порыв ревности). А поскольку мы живём в совсем небольшой квартире, ёлка точно будет атакована и надкусана.
Чтобы не собирать ошмётки пластиковых веток и не лечить потом в новогодней суматохе крыс, которые сожрут неполезный для желудков материал, мы приняли радикальное решение – вовсе отказаться от ёлки. Для подарков развесили новогодние носки и протянули высоко под потолком гирлянду. Осталось наполнить дом ароматами — закупить мандаринов и рождественских свечей.
Нина Сомина, выпускающий редактор
История не самая весёлая, но запоминающаяся. Пару лет назад мы с друзьями решили прогуляться в новогоднюю ночь. С собой захватили бенгальские огни, хлопушки и «фонарь желаний». В попытках найти удобное место для продолжения веселья мы забрели в один из дворов на Комендантском проспекте. Людей там не было, поэтому мы решили остаться.
Похлопав хлопушками и уничтожив все бенгальские огни, наша команда дошла до «фонаря желаний». Оценив обстановку и не заметив никаких преград, начали его поджигать – но ветра не было, и фонарь не поднимался. Мы уже решили отказаться от затеи, но неожиданный порыв захватил нашу конструкцию и понес её в сторону единственного дерева во дворе – ёлки. Фонарь застрял на ветках, и мы начали паниковать. Двадцать минут наблюдали, как наши желания пытаются начать пожар – к счастью, ещё через минут 5 свеча погасла. Мы были спасены – но после этого желания продолжать праздник уже не было. Компания тихо разбрелась по домам, обдумывая тему необходимости пиротехники во время новогодних гуляний.