Государственные нормативы, которые устанавливают, сколько времени ребёнок должен потратить на выполнение домашнего задания, действительно существуют – они прописаны в СанПиНах (санитарно-эпидемиологических требованиях) к организации обучения. Там говорится, что уроки на дом не задают только первоклашкам; ученики второго и третьего классов должны тратить на самостоятельное обучение не более полутора часов в день, норма четвёртого и пятого классов – 120 минут, для школьников с шестого по восьмой – 2,5 часа, а старшеклассникам на это отводится максимум 3,5. Корреспондент «Диалога» пообщался с многодетными мамами, психологом, а также педагогом – и выяснил, насколько реальны эти временные рамки для современной школы, всем ли детям они подходят, и как же тогда мотивировать ребёнка делать всё и сразу.
СанПиН и реальность
На практике вычислить, сколько в среднем российские ученики тратят времени на домашнее задание, сложно: у школ может отличаться подход к образовательному процессу, да и каждый ребёнок воспринимает пройденный материал по-своему.
«Все дети совершенно разные. Например, моя дочь справлялась сама и достаточно быстро, сын – очень тяжело и мучительно долго, в работе над домашкой участвовала вся семья… а вот младший ребёнок делает то, что необходимо, но всё время увиливает. Не могу сказать, что кто-то перетруждается. В своё время с дочерью многое по дороге на кружки делали: ехали в метро – писали в черновик, дома переписывали. Вообще, я никогда за временем не наблюдала, считаю, что всё от ребёнка зависит», – рассказала корреспонденту «Диалога» петербурженка Надежда Макарова.
Аналогичной точки зрения придерживаются подопечные центра помощи многодетным матерям «МногоМама». Некоторые из них отмечают: лучше, когда вся работа делается в стенах образовательного учреждения.
«У меня часть детей домашнюю работу делают в школе, а дома не больше 30 минут за уроками сидят», – делится мама из Москвы Виктория Василевская.
Но не во всех школах так: зачастую ребёнку приходится справляться самостоятельно.
«Моя в седьмом классе учится, сидит полдня с уроками – но она именно обстоятельно всё делает. Очень долго. Помимо учёбы, у неё тренажерный зал два раза в неделю», – рассказывает Мария Телятникова.
Что касается первоклашек – которым, согласно нормативам, домашнее задание не положено – то, по словам родителей, на практике всё иначе.
«Официально уроки на дом в первом классе не задают, а по факту учителя практикуют задания «по желанию», и только попробуй их не сделать. Но это в нашей школе. В соседнем районе совершенно другие правила: не задают на выходные тем, кто всю неделю получает одни пятёрки. Такая же ситуация с каникулами: где-то система триместров и ничего не задают, а где-то по четвертям и задают. Каждая метла по-своему метёт, среднее тут не сформулируешь», – комментирует мама Марина Крюкова.
А вот Лидия Мартынова придерживается другого мнения касательно уроков на дом для самых маленьких школьников.
«У нас всегда были задания первоклашкам в виде рекомендаций – но это радует: считаю, что в школу в 7 лет приходят уже именно учиться, и переход плавный от сада к школе я осуществляю на подготовительных курсах с тем же учителем. В целом, в начальных классах у нас физически не было времени сидеть полдня, так как всегда были музыкальная, художественная школы и спорт в параллели. 2-3 часа в период подготовки к зачётам (возможно – больше), а иногда 20 минут, если не срочно или устно», – говорит родительница.
Не для ребёнка, а для учителя
По словам директора петербургского лицея № 369, члена Экспертного клуба Петербурга Константина Тхостова, СанПиНы на домашнее задание рассчитаны на среднестатистического ученика, но в первую очередь должны касаться не детей, а педагогов, чтобы те учитывали загруженность школьников.
«К счастью, это не касается Петербурга – но в других регионах мы часто сталкиваемся с проблематикой, когда непройденный материал задаётся на самостоятельное изучение школьником вместе с родителями. Вообще, логика простая – на дом должно задаваться не более четверти материала, изученного в классе, но исключительно в рамках закрепления полученных знаний. Если мы сопоставим число уроков в день с количеством времени, которое ребёнок должен затратить на выполнение домашних заданий, то получим те нормы, которые прописаны для среднестатистического обучающегося в СанПиНах. Это не более 4 часов, если мы говорим о самом старшем возрасте – 10-11 классы. Поэтому принципиально важно, чтобы тот, кто задаёт домашнее задание, осознавал собственную ответственность по нагрузке и перегрузке детей», – объясняет эксперт.
Он отметил, что и сам ребёнок должен уметь правильно распределять время: сделал один урок – отдохнул, перешёл к другому предмету.
«Эти нормы рассчитаны не на гениальных детей. И если 4 часа для старшеклассника – это максимум, который он может посвятить домашней работе, то у него останется время и на прогулку, и на спортивные и прочие увлечения», – говорит Тхостов.
Тем не менее, не все дети могут укладываться в нормативы по домашнему заданию. Но это не значит, что у ребёнка проблемы с обучением: один усваивает информацию быстро, но поверхностно, а другой изучает материал более глубоко, но тратит на это больше времени. Так, по словам кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии образования и педагогики СПбГУ Романа Демьянчука, такие СанПиНы нужны в качестве ориентиров, поскольку в современных реалиях дети чрезвычайно загружены учёбой и внеклассными занятиями.
«Попытки нормировать учебные нагрузки детей – в целом, неплохой подход к работе с точки зрения объёма домашних заданий: это помогает сохранить психологическое и физическое благополучие школьников. С другой стороны, мы прекрасно понимаем, что каждый ребёнок чрезвычайно индивидуален, вариативность интеллектуальных возможностей учеников крайне велика. Они перерабатывают информацию с разной скоростью, обладают разными характеристиками интеллекта. Один, например, очень быстро схватывает и перерабатывает информацию, но недостаточно глубоко, другой – глубоко, но очень медленно, третий – поверхностно, и так до бесконечности. Поэтому мы не в силах достаточно точно предусмотреть, как именно каждый школьник будет эту информацию осваивать – в том числе, в процессе выполнения домашних заданий», – говорит эксперт.
Если же родители объективно понимают, что учителя задают слишком много, выход есть. Но здесь важно, чтобы администрация школы была готова отстаивать интересы детей.
«Всё-таки семья и школа – это две половинки одного целого. И если они гармонично взаимодействуют друг с другом, ребёнку очень комфортно и хорошо. Поэтому, когда что-то не совсем логично и правильно происходит, мне кажется, родители могут быстро сигнализировать школе: мол, друзья, мы немножечко устали. Опять же, сейчас время умных школ, объёмы домашнего задания можно отследить через Сеть. А видя колоссальную нагрузку, которая лежит на ребёнке, можно всегда воспользоваться тонкими хитростями – например, ввести неделю без домашних заданий. Это позволит школьнику не надорваться – особенно если мы говорим о третьей, самой длинной четверти. Тем более, нельзя забывать, что многие задействованы и во внеурочной деятельности, и в олимпиадном движении», – резюмировал Константин Тхостов.
Внутренняя дисциплина и страсть к новому
Эксперты подчёркивают: многое зависит от того, как родители подготовили детей к школьным реалиям. Важно воспитать в них внутреннюю дисциплину, а в этом процессе необходима вовлечённость мам и пап, чтобы заинтересовать чадо в развитии и желании познавать что-то новое.
«Ребёнок приходит в школу с определёнными установками, ожиданиями, с выработанным стилем жизни. Если он привык дома проводить время свободно, в безделье, чувствуя отсутствие контроля, а его родители, вместо того, чтобы наладить с ним диалог, вручают ему планшет – конечно, мы вряд ли будем иметь учебную мотивацию в ярко выраженной форме. А те взрослые, которые своевременно находят возможности для того, чтобы включить своих детей в полезную деятельность, а ещё постоянно контролируют этот процесс (в хорошем смысле слова: поощряют, не пропускают достижения ребёнка, находят время для обсуждения его трудностей или успехов), у этой категории учеников с большей вероятностью мотивация будет. Если, конечно, им не помешают какие-то другие факторы – например, связанные с состоянием здоровья», – объясняет кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики СПбГУ Роман Демьянчук.
Что же касается педагогов, здесь многое зависит от того, насколько они смогли заинтересовать учеников в своём предмете, получилось ли у них привлечь внимание детей так, чтобы те делали уроки не только потому, что «надо».
«Если домашнее задание имеет увлекательную форму для ребёнка, то он, вдохновлённый занятием в классе, возвращается домой, и ему не терпится это сделать. Этому, кстати, способствуют ориентиры стандартов: и проектная, и исследовательская деятельность, которые в обязательном порядке должны сейчас присутствовать в образовательном процессе», – отметил психолог.
Идеальная комбинация – когда родители сумели привить ребёнку внутреннюю дисциплину, а на дом задают интересные домашние задания. Однако если школьник не способен усидеть на месте, постоянно отвлекается на что-то, потому что не привык к распорядку, тогда в дело может включиться образовательное учреждение – а точнее, школьные психологи, да и сами педагоги. Немаловажно в данном случае найти способ мотивировать ученика.
«Если ребёнок пришёл с такими установками, что обучение – тяжкий, никому не нужный, бессмысленный труд, и дай бог дожить до 11 класса, тогда педагогам приходится каким-то образом это менять, вызывать интерес. Но это достаточно сложный процесс, требующий взаимодействия между школой и родителями. Вполне возможно, потребуется помощь психологической службы образовательной организации – и тогда [мы] можем эту ситуацию в определённой степени исправить. Тем более – если найдём главный источник мотивации ребёнка: он может быть связан с познаниями, достижениями или его личным переживанием успеха. Это поможет школьнику трудиться в долгосрочной перспективе», – говорит Демьянчук.
Эксперт также попросил родителей не запугивать детей фразами «не будешь учиться – не сдашь ЕГЭ», «никуда не поступишь», «загубишь будущее». В конце концов, это не вызовет сильного интереса к учёбе, а значит – не даст нужного эффекта.
Подготовила Алла Бортникова / ИА «Диалог»