Звери из мультфильмов с лёгкостью завоёвывают сердца детей и взрослых по всему миру. Особенно в этом преуспели два зарубежных грызуна — Микки Маус и Пикачу (да-да, он тоже мышь). Они не только засветились в играх, комиксах и сотнях мультфильмов: в честь первого в Эрмитаже чуть не установили резиновую скульптуру, а перед вторым не устояли даже учёные — назвали его именем белок в сетчатке глаза, теперь это пикачурин. Почему мы готовы на многое ради зверей из мультфильмов, как они десятки лет сохраняют популярность и зачем их делают вредными — «Диалог» узнал у сценариста и психолога.
Животных не судят
Главное качество, за которое зритель любит мультяшных персонажей, по мнению сценариста студии компьютерной анимации «Петербург» Инги Киркиж, — свобода. Они могут всё: растянуться, как резинка, получить по голове наковальней и остаться невредимыми или улететь в космос без скафандра, а потом свалиться оттуда на Землю.
«Эта свобода распространяется не только на физику персонажа. Во все времена и во всех странах анимационному герою можно было то, что по соображениям морали или цензуры запрещали показывать в кино. Ведь мультики, как считают многие, — что-то несерьёзное, для детишек и смеха ради», — отмечает эксперт.
При этом в авангарде мультипликационной индустрии определённо стоят рисованные звери. Микки Маус по-прежнему популярен, хотя он уже давно должен был выйти на пенсию — в этом году мышонку исполнился 91 год. Сумочки и тетрадки с Hello Kitty продолжают разбирать пачками, несмотря на то, что кошечке — 45. А Пикачу, хоть он и появился на свет в 1996 году, уже давно называют иконой культуры Японии.
«Этих героев показывают такими, каким хотел бы быть ребёнок: беззаботным, удачливым, неуязвимым и всегда побеждающим. А взрослые, пересматривая мультфильмы с персонажами-зверями, имеют возможность на время стряхнуть груз проблем. Это своеобразный ресурс для того, чтобы с ними справиться», — объясняет профессор кафедры психологии человека РГПУ имени Герцена Анастасия Микляева.
Ещё одна причина столь высокой популярности анимационных зверей, добавляет Инга Киркиж, — наше трепетное отношение к реальным животным.
«Мы, люди, с готовностью прощаем домашним питомцам кражи, царапины и описанные тапочки. Что бы они ни выкинули, никому не придёт в голову их осудить. Они же зверюшки!» — говорит сценарист.
Почему все тают от щенячьего взгляда? Рассказывает зоопсихолог
В честь таких вымышленных персонажей люди даже называют детей и целые населённые пункты. Так, город Топика в США дважды переименовывали в Топикачу — в 1998 и 2018 годах. В Великобритании в 2019 мальчикам чаще всего давали имя игрушечного динозавра Рекса из «Истории игрушек», а девочкам — львицы Налы из «Короля Льва».
Так происходит из-за сильной зависимости людей от собственных эмоций, связанных с детством, считает психолог Анастасия Микляева. Специалист объясняет, что некоторые из нас, особенно в неопределённые и трудные моменты жизни, обращаются к мультфильмам, чтобы заново вспомнить чувство детства и забыть о неприятностях.
«Особенно типично такое поведение для взрослых с выраженными признаками инфантилизации. То есть таких, которые сопротивляются в полной мере принимать на себя роль взрослого. Инфантилизация сегодня стремительно распространяется. Это не хорошо и не плохо. Просто одна из сторон современной жизни», — подчёркивает Анастасия Микляева.
Любовь к не-пойми-какому-зверю
Анимационные звери-долгожители есть не только у японцев и американцев, но и в русской культуре, замечает Инга Киркиж. Например, Винни-Пух, которого нарисовал Фёдор Хитрук. Сценарист отмечает, что если бы правительство Советского Союза вовремя озадачилось покупкой авторских прав у англичан, нашего медведя узнал бы весь мир.
«Ещё у нас есть Чебурашка, который завоевал зрительскую любовь в Японии. Японцы так полюбили нашего не-пойми-какого-зверя, что даже сняли продолжение его приключений совместно со студией «Союзмульфильм». А наши Маша и Медведь сейчас невероятно быстро захватывают остальной мир», — комментирует Киркиж.
Если взрослые из-за ностальгии обожают «постаревших» мультяшных животных, то детям больше по душе те, которых сейчас крутят по телевизору, отмечает профессор кафедры психологии человека РГПУ имени Герцена Анастасия Микляева. А любовь к культовым зверушкам прошлого появляется у них, только если мамам и папам нравится смотреть мультфильмы с подобными героями.
«Для современной реальности характерен дефицит общения детей с родителями. И потому дети стремятся разделять эмоции взрослых — чтобы укреплять с ними контакт. Это так называемый феномен разделённой мотивации: ребёнок делает что-то не потому, что хочет это делать, а потому, что хочет делать это вместе с родителем», — объясняет эксперт.
Анастасия Микляева добавляет, росту популярности «старых» персонажей помогает их включение в жизнь следующих поколений: к примеру, появление в СССР в 80-х годах электронной игры «Микки Маус» — аналога «Ну, погоди!», в котором диснеевский грызун тоже ловил яйца в корзину. Или разработка приложения дополненной реальности Pokemon Go для смартфонов и выпуск полнометражной картины «Детектив Пикачу».
Пушистый жадный идеал
Почти ни один зарубежный и российский мультфильм не обходится без пушистого главного героя или такого же пушистого помощника. По словам Инги Киркиж, сценаристы создают их, чтобы исполнить мечту каждого ребёнка и взрослого: сделать так, чтобы любимый домашний питомец вдруг заговорил.
«А ещё герои-зверюшки смешнее, чем персонажи-люди, просто потому что они от нас отличаются: у них есть хвосты, крылья и лапы. У того же коня Юлиуса (героя серии мультфильмов «Три богатыря» — ИА «Диалог») такая улыбка, которую невозможно развидеть. К тому же в сценариях они берут на себя роль трабблмейкеров (создают проблемы — ИА «Диалог»). Шрек говорит Ослу: «Тссс!», а тот не может замолчать, и на Шрека обрушивается очередная неприятность, а приключения получают новый виток», — объясняет эксперт.
Чтобы завоевать сердца зрителей, мультяшный зверь, по мнению Инги, должен быть пушистым и большеглазыми. Сценарист отмечает, что именно эти черты внушают людям чувство безопасности и симпатию. К тому же они напоминают детские черты и вызывают желание взять героя на руки и защитить. А вот с характером анимационного героя возникает парадокс.
«Я много раз спрашивала детей, какой персонаж им наиболее неприятен. Не поверите, но чаще всего называют кота Леопольда и дядю Фёдора. Казалось бы, идеальные герои — добрые, честные, всегда готовые прийти на помощь. Но они слишком идеальны. Таких мальчиков ставят в пример родители и учителя. Излишне объяснять, как это раздражает остальных, неидеальных детей. А Винни-Пуха все любят, хотя он обжора, врунишка, жадноват, да и друг так себе: попав в гости к Кролику, первым делом завязывает Пятачку рот, чтобы тот не съел лишнего. Всё объясняется просто: зритель любит, когда герой похож на него. А кто в нашем мире без грешка?», — считает Киркиж.
Именно поэтому, добавляет эксперт, сценаристы обязательно наделяют персонажей недостатками. Но эти изъяны должны быть такими, чтобы зритель охотно их прощал. Жадность и трусость, говорит сценарист, вполне подойдут, потому что свойственны каждому. А вот подлость и жестокость специалисты анимационного кино предпочтут оставить антагонистам.
Подготовила Евгения Чупова / ИА «Диалог»