Site icon ИА «Диалог»

«Не только «бла-бла» в Интернете писать»: как студенты планируют изменить мир с помощью технологий и доступа в Сеть

В минувший вторник завершился международный конкурс «Масс-Медиа Перспектива» — соревнование студенческих проектов по журналистике, рекламе и PR. На этот раз организаторы озадачились (чем очень озадачили участников) до боли знакомым вопросом: как же спасать современное общество, которое вместо улыбок шлёт стикеры и мучает вопросами не бабушку, а бездушный гугл. «Диалог» поговорил с победителями и призёрами, как те с помощью Интернета хотят помочь современному обществу.

«Приложения для знакомств ищут только романтических и сексуальных партнёров. Это проблема»

Победители: проект «Яндекс.Рядом», Петербург

Факт о ребятах: если бы во всём мире отключили Интернет, они бы перешли на голубиную почту. Использовать гонцов участницы команды отказываются наотрез — ведь это эксплуатация чужого труда! А голубей обещают кормить от пуза.

Суть проекта: Расширение для «Яндекс.Карт». С его помощью в свободное время между делами хоть на Невском, хоть в Шушарах можно найти дружескую компанию. Принцип работы прост: ставишь геометку, и система показывает таких же ищущих одиноких странников, которые находятся рядом и готовы общаться.

Конкурс этого года был посвящён влиянию Интернета на живое общение. Как в вашей команде относятся к Сети?

Екатерина Чернакова: Мы использовали возможности Интернета в разработке проекта и сделали его тем инструментом, который выводит людей в оффлайн. В нашей работе Сеть помогает выходить в реальный мир, а не утаскивает в пучину виртуальности.

Какую проблему вы решили «исправить» с помощью проекта?

Юлия Казаченко: Мы проанализировали рынок приложений для знакомств и обнаружили, что они все направлены на поиск романтических отношений или сексуальных партнёров. И это их основная проблема. Про приложения для поиска друзей никто не знает. Поэтому мы решили такое создать. Именно для поиска друзей, а не отношений. А за счёт привязки к большой компании оно сможет стать известным и будет пользоваться популярностью.

А вам лично близка эта проблема?

Юлия Казаченко: Мы и наши друзья постоянно пытаемся найти собеседников в свободное время. Когда разрабатывали проект, делали много скриншотов сториз в Instagram, как кто-то кого-то ищет: или чтобы просто пообщаться, или чтобы попросить помощи.

Екатерина Чернакова: Да, перенести шкаф, например. Или просто с кем-нибудь встретиться, когда образовался буквально один свободный час, но друзья не успевают приехать с другого конца города. Ведь тебе хочется провести это время хорошо и с пользой. К примеру, обсудить какой-нибудь только что вышедший фильм. И замечательно, если есть такое приложение! С его помощью ты можешь встретиться с незнакомым человеком и общаться с ним в дальнейшем, обрести нового друга.

Как работает ваш проект?

Юлия Казаченко: Мы разработали расширение для приложения «Яндекс.Карты». Оно называется «Яндекс.Рядом» и помогает людям встречаться спонтанно. То есть когда у тебя образовалось внезапно свободное время, можешь зайти в «Яндекс.Карты», поставить геометку и найти себе компанию.

Плюс с помощью него ты можешь поискать и заказать, например, такси на двоих из аэропорта. На этой поездке с незнакомым человеком можно будет сэкономить. Также можно заказать и разделить доставку еды. Это удобно тем, что получится незавершённые заказы вместе довести до той суммы, с которой их начинают доставлять. А ещё через «Яндекс.Рядом» можно спросить что-то у соседей, попросить помощи. Так мы, во-первых, знакомим людей, во-вторых — делаем прибыль «Яндексу».

«Лайки не конвертируются в благоустройство города»

Призёры I степени: проект «F5 – инициатива по реализации инноваций в городском пространстве», Петербург

Факт о ребятах: если бы на планете пропали все традиционные средства связи, они бы передавали свои сообщения световыми сигналами. Красть у Бэтмена луч с летучей мышью бы не стали — ценят авторские права. Изобрели бы свой, белого оттенка, потому что белый — смешение всех цветов. Такое же комплексное и разностороннее решение, как и их команда.

Суть проекта: благоустройство Петербурга силами неравнодушных студентов. Специалисты-урбанисты расскажут активистам о тайнах развития городского пространства. Скучно не будет: ожидаются квизы и мастер-классы. А затем набравшиеся опыта студенты придумают, как облагородить родной университетский кампус, и получат целый миллион!

Конкурс этого года был посвящён влиянию Интернета на живое общение. Как в вашей команде относятся к Сети?

Вера Скворцова: Мы не из тех, кто кричит на каждом углу «Интернет — это плохо! Выходите все из него!» Ведь время, которое там проводим, частично идёт и на пользу: мы получаем информацию, общаемся с людьми, с которыми сейчас не можем увидеться, допустим потому, что они находятся на другом конце страны.

Но, безусловно, Интернет не очень хорошо влияет на оффлайн-взаимодействие между людьми. Мы разучились разговаривать в режиме реального времени. Потому что общение в Интернете — отложенная коммуникация. Ты можешь прочесть сообщение, которое пришло в общий чат, и сделать вид, что не посмотрел его. А ответить потом, когда подумаешь и сформируешь ответ. Мы привыкаем к такому. И возникают проблемы, когда нужно общаться с человеком лицом к лицу: заново приходится привыкать к его реакциям, эмоциям и к тому, что тебе всё-таки надо реагировать в режиме реального времени.

Какую проблему вы решили «исправить» вашим проектом?

Вера Скворцова: С помощью очных встреч и мероприятий мы планируем потихоньку перевести участников в оффлайн и создать между ними активное взаимодействие в реальной жизни.

Но наш проект не только про коммуникацию между людьми. Он решает куда более глобальную проблему — проблему благоустройства и развития городской среды. Она актуальна для Петербурга: это один из самых крупных городов России, но по уровню качества жизни находится на 174 месте в международном рейтинге Mercer. Для сравнения на 172-м — Кампала, столица Уганды.

С проблемами благоустройства мы сталкиваемся каждый день: когда видим неудобные дорожные развязки или идём по узкому тротуару бочком и пытаемся вжаться в стену, чтобы пропустить велосипедиста. Об этом много говорят, но нет никакого действия. К сожалению, лайки не конвертируются в благоустроенную городскую среду. И наш проект нацелен на вывод коммуникации по вопросу благоустройства в оффлайн.

А вам лично близки эти проблемы?

Вера Скворцова: Да, например, у Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций, где я учусь, есть внутренний дворик. Это замечательное пространство, которое никак не используется. Уже давно студенты ведут разговоры, что неплохо было бы его благоустроить. Потому что из-за архитектурных особенностей здания у нас и посидеть, и отдохнуть негде. Ты или на подоконнике пристроишься, или на парте, оставленной в коридоре. А всё-таки студентам должно быть приятно и удобно находиться в вузе.

Как работает ваш проект?

Вера Скворцова: Мы собираемся вовлечь учащихся пяти крупнейших университетов Петербурга: СПбГУ, ИТМО, ВШЭ, СПбГАСУ и Политеха. Хотим с помощью онлайн-инструментов пригласить студентов различных направлений, чтобы на стыке профессий и точек зрения родилось новое интересное для города решение.

Сначала идёт образовательная часть в формате лекций, квизов, мастер-классов. Ведущие эксперты в области урбанистики и развития городского пространства расскажут, как работает сфера благоустройства. Это нужно, чтобы студенты обрели компетенции для второй части.

В ней ребята должны будут разработать и реализовать проект по благоустройству собственного университетского кампуса. Победитель конкурса получит один миллион рублей на развитие урбанистического сообщества в вузе. Так мы планируем создать активную группу людей, которая сможет не только «бла-бла» в Интернете писать, но и реально менять город.

«Турист смотрит на карту, и ему непонятно, куда сходить»

Призёры II степени: проект «Grodno_display», Гродно (Белоруссия)

Факт о ребятах: если бы в мире пропал Интернет и люди начали передавать почту на собачьих упряжках, участники команды поддались бы моде — чтобы писать хотя бы родителям. Правда, когда осознали бы, что использовать животных негуманно, переквалифицировались бы в инженеров и придумали для общения бумажные самолётики, способные летать по всем странам мира.

Суть проекта: образовательно-историческое приложение для туристов. С его помощью больше не придётся в неудобной позе на коленке рассматривать бумажную схему чужого города. В приложении карту сопровождают рекомендации с маршрутами по интересным (и культурным!) местам, а ещё задания, чтобы путники не отлынивали и не сбивались с пути.

Конкурс этого года был посвящён влиянию Интернета на живое общение. Как в вашей команде относятся к Сети?

Максим Суходольский: Мы относимся к Интернету положительно. Главное то, как его использовать: можно просто впустую проводить там время, листать ленту, ни с кем не общаться. А можно найти друзей, собраться с ними, посидеть и поговорить. Это будет очень круто.

Какую проблему вы решили «исправить» вашим проектом?

Мы столкнулись с тем, что туристы приезжают в наш город и спрашивают у жителей Гродно, куда сходить и что посмотреть. Но, во-первых, путешественники приезжают в основном из Литвы и Польши, а в Белоруссии не каждый знает литовский и польский языки. Во-вторых, и сами горожане иногда недоумевают, что на это ответить и какие места рекомендовать.

А вам лично близка эта проблема?

С литовцами и поляками я сам на улице не сталкивался. Но один раз встретился с туристом-американцем. Он искал какой-то магазин. Я немножко знаю английский и тогда смог ему подсказать. Но не у каждого получится выручить иностранца. Поэтому приложение мы сделали на нескольких языках: русском, английском, литовском и польском.

Как работает ваш проект?

Этот проект — образовательно-исторический. В любом городе любой страны есть интересные места. И если турист или иногородний студент смотрит обычную карту, ему не понятно, что это за места и куда стоит сходить. Мы разрабатываем приложение, в котором есть специальные интерактивные маршруты по городу пребывания. В личном кабинете приложения можно получать информацию в виде аудио, видео и текстовых лекций. Маршруты интересно проходить, потому что к ним есть задания: например, сделать селфи с каким-нибудь памятником и получить за это баллы.

Всё организовано так, чтобы вовлечь человека в историю: чтобы ему захотелось посетить указанные места и узнать о них. Это будет полезно не только для приезжающих, но и для самих жителей. Пока что мы продумали маршруты для нашего города — Гродно. Но в целом, если приложение будет реализовано, его скелет можно применять и для других населённых пунктов.

Беседовала Евгения Чупова / ИА «Диалог»