Site icon ИА «Диалог»

Раскольников, Распутин, Олег Соколов… Громкое убийство аспирантки включили в пешеходную экскурсию

Петербургские экскурсоводы включили в программу «Кровавый Петербург» историю бывшего преподавателя СПбГУ, доцента Олега Соколова, который по версии следствия убил свою сожительницу, аспирантку Анастасию Ещенко, а после расчленил её тело, чтобы выбросить в реку. Однако в экскурсии речь пойдёт, уверяют организаторы, не только о нём, поговорят про Григория Распутина, поэтов Сергея Есенина и Георгия Иванова, а также про то, как отряд эсеров ограбил почтовую карету. Корреспондент «Диалога» пообщался с одним из авторов проекта Михаилом Уваровым и выяснил, уместно ли вписывать имя известного петербургского учёного в экскурсионную прогулку, а также, что, на его взгляд, объединяет подобные громкие преступления.

«Это не маньяческая тема»

По словам историка Михаила Уварова, он и его коллега Дмитрий Витушкин уже несколько месяцев продумывали, о чём именно будут рассказывать слушателям. В целом, программа предполагалась стандартная: прогулка по знаковым местам города, во время которой планировалось развенчать популярные мифы о нашумевших преступлениях. И когда концепция уже сформировалась, в СМИ появились новости о деле Олега Соколова и убитой Анастасии Ещенко.

«Мы не собирались изначально о нём говорить, но так получилось, что это наложилось на наш маршрут. Там же Распутин рядом, буквально соседний дом, ещё место смерти Есенина поблизости, кровавая история поэта Серебряного века Иванова, убившего богатого нэпмана, тоже недалеко произошла. И когда появились новости про Соколова, было решено включить громкое дело в программу, что вызвало некоторый резонанс: одни поддержали идею, другие посчитали это лишним. Но, на мой взгляд, говорить об этом даже сейчас уместно, потому что мы рассказываем про резонансные преступления разных эпох, сравниваем их и хотим сделать выводы», — говорит Уваров.

Он отметил, что организаторы не собираются смаковать жестокие убийства, главная задача – выяснить, что объединяет эти скандальные истории, как преступники дошли до такого, и были ли предпосылки к трагедии.

«Мы же не совсем про убийц говорим всё-таки, там не чисто маньяческая тема. Как правило, за такими событиями есть какой-то шлейф. Там, на самом деле, всегда есть либо заинтересованные, влиятельные лица, как с Распутиным, либо те, кто подстрекает человека к жестокости или замалчивает важные детали, которые повлияли на конечный итог. Это касается и других случаев. Вообще, в преступлениях разных эпох многое пересекается: например, как скрывают улики, или кто стоит за делом. Поговорим и про работу правоохранительных органов», — поясняет экскурсовод.

Что же касается непосредственно дела Соколова, то историки, по их собственным словам, хотят донести до молодых людей простой посыл: нужно быть внимательными к выбору партнёра, стараться не попадать под влияние, казалось бы, неординарных личностей, но с очень эксцентричным характером.

Одноразовая экскурсия

Авторы экскурсионной программы сразу предупредили, что проведут пешеходную прогулку только один раз, 24 ноября: слишком опасная тема, чтобы делать её «кровавым» петербургским брендом.

«Начнём мы вообще с мифа о кровавом Петербурге, который закладывается Гоголем, Пушкиным, в большей степени Достоевским. Первая тема – миф о Раскольникове, а потом перейдём к реальности. На Почтамтской улице расскажем про убийство нэпмана, которое совершил поэт Иванов. Он был агентом ЧК, и поэтому это сошло с рук. Ему даже удалось эмигрировать и работать за рубежом на чекистов. Поговорим и о чисто политических преступлениях, у нас как раз по пути будет событие, как эсеры взорвали дилижанс, чтобы его ограбить. Обсудим смерть Есенина, и хотя принято считать, что это самоубийство, можно порассуждать, было ли оно вообще? А вдруг это просто удачно сокрытое убийство? И в процессе перейдём к Соколову», — рассказывает Уваров.

Историки предполагали, что соберут группу от 10 до 20 человек, но на экскурсию уже записались 30, ещё 84 значатся в разделе «возможные гости». По времени прогулка займёт два часа, если отдельные темы не вызовут длинных дискуссий.

«Эта экскурсия могла бы не выделяться, не включи мы в неё Соколова. В этом случае она бы прошла незаметно, сейчас же есть резонанс. Люди спорят: уместно — не уместно, и можно ли об этом уже говорить, если нет всех фактов. Но нам кажется, что многое скрыто в этой истории. В любом случае, её можно сравнивать с нашумевшими делами других эпох», — считает Михаил Уваров.

Подготовила Алла Бортникова / ИА «Диалог»