Site icon ИА «Диалог»

«Просыпаюсь и говорю: «Привет, братва!»: шесть историй петербуржцев, которые выращивают растения дома и, кажется, с ними сроднились

Вы когда-нибудь наблюдали, как хозяин мопса беспечно похрапывает на боку в одной тональности со своим зверем? Ловили себя на мысли, что владелица пуделя щеголяет кудрявой пепельной шевелюрой, точь-в-точь как её подопечная? А вот «Диалог» решил выяснить, существуют ли подобные сходства у любителей растений с их комнатными обитателями. Собрали для вас истории петербуржцев, которые не представляют жизни без зелёных «питомцев» и практически с ними срослись.

«Собираю уродцев и сама немножко сумасшедшая»

Юлия, 57 лет, пенсионер

Почему вы начали разводить растения?

Однажды я случайно увидела эуфорбию милли. Она страшненькая-страшненькая, но запала в душу: такая серо-колючая палочка и немного нежненьких зелёненьких листочков. Это был первый суккулент, с которым я столкнулась где-то в 2000 году. Тут-то и понеслось – стала искать растения и информацию в Интернете.

А 10 лет назад мне посчастливилось попасть в Клуб кактусистов. К кактусам я очень спокойно относилась, отказывалась. Но люди отдавали и говорили: «Тебе надо! Это эксклюзив, на, возьми». Так появились и кактусы. Сейчас подоконников и балкона уже не хватает – дома около 550 растений.

Вы с ними разговариваете?

Я прагматичный человек и, например, не даю своим растениям имена – пытаюсь запомнить те, которые они имеют в науке. Потому же и не разговариваю. Но общение с растениями у нас существует: я внимательно смотрю, что им требуется – сейчас полить, а в другой раз не надо. Значит, пропущу. Если не быть к ним внимательными, ничего не получится.

Какое ваше самое любимое?

Уклон делаю на суккуленты. Когда у меня уже более-менее разрослась коллекция, папа пришёл посмотреть и сказал: «Уродцев собираешь!». Так вот да, я собираю уродцев. Таких, которые в общепринятом понимании считаются необычными и идут на выбраковку.

Эуфорбии как в сердце мне попали, так там и остались. Очень нравятся каудексные – те, которые наращивают попу (утолщённую часть стебля у корней – ИА «Диалог»). И хехтия – американское растение из семейства бромелиевых, как ананасы. У неё очень колючие шипы. Она растёт в пампасах – южноамериканских степях, в которых было не пройти путешественникам: хехтии могли до костей всё ободрать. Они разрывают и обувь, и одежду, и плоть. Очень жёсткое растение.

В чём вы с вашими растениями похожи?

Уродец – он и есть уродец. Мои растения нестандартные, и это какой-то признак сумасшествия. Все мы немножко сумасшедшие. Этим и похожи с растениями.

«Есть растения у меня, которые должны умереть, но живут. Я такая же живучая»

Наталья, 50 лет, домохозяйка

Почему вы начали разводить растения?

Цветами я начала увлекаться около 10 лет назад: хотелось сменить обстановку. Сначала тащила домой всё что ни попадя – с помойки, не с помойки. Потом места на подоконниках стало не хватать, и я решила остановиться на суккулентах, папоротниках и орхидеях. Сейчас дома три небольших коллекции. Орхидей порядка 15 видов, папоротников, в том числе редких, около 10 и примерно столько же суккулентов.

Даёте им имена?

Нет. Утром только просыпаюсь и говорю: «Привет, братва!» Разговариваю с ними на «ты». Бывает, ругаюсь. Раньше часто такое было, сейчас как-то меньше. Может, времени перестало хватать на всех.

Какое ваше самое любимое?

Самые любимые растения – орхидеи. Запали в душу из-за цветков. Они в основном появляются из магазинов – спасёныши. Когда их уценяют, стараюсь забрать. Смотрю: если они живые ещё, можно спасти. Есть парочка заказных из Азии. На обмене сейчас новую орхидею урвала. Самая необычная в коллекции – чёрная. А вот первоорхидеи – фаленопсисы – мне, например, уже неинтересны. Потому что это уже что-то обычное и привычное.

В чём вы похожи?

Любовь к жизни нас объединяет. Есть дома такие растения, которые должны по всем правилам умереть, но живут. И я такая же живучая.

У меня растёт на подоконниках всё. Казалось бы, юго-западная сторона – папоротники там горят, другие цветы тоже. Но вопреки всему, даже азалии цветут летом в жару. Я вообще сторонник того, что чем меньше вмешиваешься в рост, тем лучше. Некоторые над растениями корпят, пропалывают. А у меня растёт и растёт.

«Руки не отваливаются, новые «Вероники» из них не вырастают. Но если беспрерывно заливать проблемами, раскисну, как кактусы»

Вероника, 21 год, студентка биологического факультета СПбГУ

Почему вы начали разводить растения?

Когда я была в начальных классах, мне приглянулся один кактус – маммиллярия. И, что важно, он цвёл. Такое бывает достаточно редко. Мы эту маммиллярию купили с дедушкой. Она была маленькой – одна торчалка с четырьмя торчалками вбок. Папа не поверил, что цветы настоящие. Даже сковырнул один. С того чудного момента кактус больше не цветёт.

Я начала выращивать цветы дома в Гатчине. Потом перевозила в общежитие университета, потому что завалила ими квартиру. А папа любит против этого протестовать: «Я не могу открыть окна» и всякое такое. В Питере у меня 15 видов растений. Например, эхеверия (каменная роза – ИА «Диалог») и дети, от неё отвалившиеся. Это генетические клоны. Есть мексиканский кактус эспостоа, дикие огромные волосатые кактусяры со сложными названиями. А ещё каланхое.

Дома осталось около 20 видов. Например, там живёт мой любимый плющ. Был и второй, с прикольной белой окантовкой, пока младший брат не решил – всем растениям в квартире необходима стрижка.

Даёте им имена?

Обычно люди, которые дают имена растениям и говорят «это мой кактус Гоша» – обладатели единственного кактуса. Вот представь, если бы я называла каждый кактус по имени? У них же есть клоны. Это что – Иннокентий-1, Иннокентий-2, Иннокентий-7? Ой, а какой это? Восьмой или седьмой? По-моему, это глупо.

К разговорам я тоже отношусь скептически. Возможно, звуковые колебания как-то влияют на растения, но я пока не замечала у них особых рецепторов. Просто если трындеть с помидором, наверное, ты увидишь, что помидор болеет. Если включать музыку кактусу, наверное, ты про него вспомнишь и польёшь наконец, прости господи, когда прошло уже полгода. Да, я ругаюсь на кактусы, но примерно так же, как на компьютер. Это просто выброс эмоций.

Какое ваше самое любимое?

У меня нет особых любимчиков. Нравится всё, что хорошо растёт и выглядит аккуратно. Поэтому предпочитаю суккулентные – чтобы они росли медленно и радовали. Есть растения, которые много требуют: полить в этот момент, не полить в тот, не успел полить – сдох, тут потемнел, тут «я люблю болеть», здесь «у меня тля». Такие не люблю. Мой личный фаворит – прекрасная эхеверия.

В чём вы похожи?

Если кактусы заливать, у них, скорее всего, загниёт корневая система, и они сами изнутри. Если меня заливать проблемами, то я тоже так же раскисну. А в остальном – руки у меня, как листки, не отваливаются, и новые Вероники из них не вырастают.

«Я сама как цветок – нужно ухаживать, чтобы цвела»

Ольга, 35 лет, продавец

Почему вы начали разводить растения?

Я занимаюсь этим с детства – лет с 10. Начала, когда у меня появилась отдельная комната. Там стоял цветок – хлорофитум. Он рос в пластиковой банке из-под кетчупа и был очень плох. Я подумала, надо его подлечить: купила горшочек, пересадила. Хлорофитум стал размножаться. Потом подружка принесла кактус. Папа что-то приносил. Он работал в офисе, и у них на подоконнике было много растений. Постепенно дома их становилось всё больше. Но у меня двор-колодец, и не все могут там расти – темно. Стараюсь брать такие, которые выживут. Сейчас у меня около сотни растений.

Даёте им имена?

Их же много. Я не запомню, как кого зовут. Поэтому нет. Хотя когда я их переношу, иногда говорю: «Всё, мы дома». По-другому с ними не разговариваю, но стараюсь создавать благоприятную атмосферу – растения чувствуют, что их любят. Из-за этого с ними нельзя общаться по-плохому – вроде «не будешь расти, я тебя выкину».

Какое ваше самое любимое?

Я люблю все. Фиалки, например. Кактусов у меня мало – они колючие, больно пересаживать. Сансевиерии люблю. Они бывают как цветочки, бывают побольше, бывают палки под два метра. У меня есть такие, которые даже не поднять. Люблю их за то, что могут жить в условиях двора-колодца.

В чём вы похожи?

Мои цветы все разные, и я тоже всегда разная. Мне нравятся растения не длинные, а как цветы. И я, может быть, сама как цветок – нужно ухаживать, чтобы цвела.

«Такая же выносливая, стойкая и красивая… Как кактус»

Ирина, 60 лет, пенсионер

Почему вы начали разводить растения?

Мы разводим растения вместе с мужем – у нас дома кактусы и суккуленты. Начали давно, ещё в 1986 году. Мы тогда жили на первом этаже, полуподвальном. Не хватало зелени для глаз. Но с тех пор приоритеты изменились: растения стали более сложными и интересными. Самыми простыми, которые обычно дома на подоконниках выращивают, мы не интересуемся. Сейчас в коллекции несколько тысяч.

Для кактусов и суккулентов сделана застеклённая лоджия. Плюс на каждый подоконник сотня точно помещается. И сами растения у нас не очень большие. Хочется иметь много разных видов, поэтому стараемся посевать и приобретать такие, которые большими не становятся. Плюс угнетаем их небольшой ёмкостью, слабым питательным субстратом и жарким солнцем — так рост идёт медленнее.

Вы с ними разговариваете?

Сейчас многие говорят: если с растениями чаще разговариваешь и больше положительных эмоций им отдаёшь, хорошо будут расти. Отчасти это так. Только причина не в том, что они нас слышат, а в том, что мы за ними правильно ухаживаем.

Например, если ты в неспокойном состоянии, то можешь сделать что-то не то с растением. Не потому, что каким-то энергетическим полем на него воздействуешь, а потому, что плохо рассчитываешь действия. А если, наоборот, умиротворённо и счастливо с растениями общаешься, результат лучше. В спокойном состоянии человек больше видит и быстрее находит решение проблемы.

Какое ваше самое любимое?

Мне нравятся чилийские кактусы — горные. Поскольку они растут в районе Анд, у них очень насыщенный цвет стебля. Бывает даже чёрного цвета, если яркое солнце. В течение зимы немножко светлеют, но в целом у них тёмная окраска. Чилийцев ещё отличает густая мощная колючка. Очень красивые.

Плюс я люблю, когда у растения ярко выраженная геометрическая форма: если посмотреть на обрегонию, сверху она похожа на звезду. Юбильмания – как будто глаз с ресничками.Такие виды кажутся мне совершенными.

В чём вы похожи?

В нашем мире так много не только хорошего, но и плохого, что, естественно, у каждого человека есть наработанные защитные механизмы. Кактусы чем хороши? У них все эти механизмы сразу видны. Колючки спасают их от механических воздействий и поедания животными. У человека защиты не видно. Но по внутреннему состоянию мы с кактусами похожи – такие же выносливые, стойкие и красивые.

«Мягкая и нежная, как фиалки»

Татьяна, 60 лет, пенсионер

Почему вы начали разводить растения?

Перед пенсией я осталась без работы и стала думать, как пополнить бюджет. Цветы мне всегда нравились. Сначала менялась, а потом стала продавать излишки, когда развелось много одинаковых.

Занятие цветами очень успокаивает нервную систему!. Я такое удовольствие получаю от посадки и пересадки. И процесс размножения нравится: вот у тебя какой-то листик, и вдруг он даёт корни, превращается в растение. Могу бросить всё и заниматься только этим по 10-12 часов в сутки. Советовала бы всем.

Навскидку у меня бывает 300-400 цветов одновременно, иногда до 500 доходит. Чтобы их просто полить нужно часа три минимум. Начала я, конечно, с фиалок. Они мне всегда нравились, и их очень просто листиком размножать. А потом стали появляться другие растения – гипоцирты, кофе, юкки, драцены. Всё, что попадает, я тут же размножаю.

Вы с ними разговариваете?

Разговариваю, конечно. Говорю: «Да вы мои красавцы! Да вы мои хорошие!» И правда работает. Однажды получила на обмене орхидею, которая не цвела. А у меня она дала цветки в первый же год. Уже три года столько даёт побегов с цветами! Огромными, фиолетово-красными. Просто красотка.

Такие, которых я люблю, ставлю рядом с собой на кухне. С ними чаще разговариваю. Подхожу и вечером, и утром: «Ну как ты, моя красавица?». Иногда и ругаю: «Ну всё, если ты у меня не зацветёшь, расстанусь с тобой». Бывает, помогает.

Какое ваше самое любимое?

Мне нравятся больше всего фиалки – они настолько интересно превращаются в растение. И особенно красивы, когда зацветают. Это неописуемое удовольствие – видеть первые-первые цветочки.

В чём вы похожи?

Наверное, мои цветы такие же мягкие, такие же нежные, как и я.

Беседовала Евгения Чупова / ИА «Диалог»