Последние месяцы отметились громкими нападениями на кондукторов – хулиганов не остановили ни камеры наблюдения, ни кнопки, ни находящиеся неподалёку водители. После очередного инцидента ход получила инициатива: дать кондукторам возможность самим защитить себя – с помощью курсов самообороны. В конце лета стало известно, что за обучение работников транспорта возьмутся самбисты Петербурга. «Диалог» пообщался с экспертами и узнал, достаточно ли знать несколько приёмов, чтобы справится с агрессивным пассажиром, сколько человек пришли на занятия, и при чём здесь психологическая подготовка.
Один самбист на цех кондукторов
В начале сентября комитет по физкультуре и спорту ответил на идею депутата Законодательного Собрания Алексея Цивилёва об организации курсов самообороны для кондукторов. Ведомство предложило начать с малого – провести несколько пробных занятий по самбо. В региональном отделении «Всероссийской федерации самбо» рассказали, что уже провели эти уроки… но они были индивидуальными и в них принял участие всего один кондуктор, хоть и знаменитый – Виктор Лукьянов. Остальные, по информации директора по развитию федерации самбо Петербурга Петра Кречетова, пока не заинтересовались: «Тот, кого собираются тренировать должен прежде всего изъявить желание и прийти».
Транспортные компании, когда речь впервые зашла о самбо, также отреагировали прохладно – и дело не в выборе вида единоборств. В пресс-службе «Пассажиравтотранса» нашей редакции сообщили, что участвовать в инициативе не планируют, и вообще не считают такие курсы для своих работников необходимыми. В «Горэлектротрансе» отметили, что в любом общественном месте, где много людей, могут возникать конфликты, и транспорт не исключение. Однако, как сообщили в пресс-службе, у кондукторов и водителей предприятия есть чёткие инструкции, как действовать, если в салоне обнаружился дебошир. Так, контролёрам предписано всячески избегать конфликтов — корректно общаться с пассажирами, не допускать пренебрежительного тона, сообщить водителю, когда ситуация накалилась (тот должен остановить транспорт и проинформировать диспетчера), вежливо и спокойно попросить нарушителя покинуть салон. Одно из положений памятки для сотрудников «Горэлектротранса» гласит: «Не применяйте физическую силу». И в этом существующая практика расходится с идеей депутата Законодательного собрания обучать кондукторов самообороне.
«Транспортники, судя по их комментариям, встали на дыбы. Говорят, что не готовы, но при этом ничего не предлагают взамен. А просто видеокамеры, как мы видим, никого не пугают: в пьяном, невменяемом состоянии люди не боятся их и не думают об ответственности. Между тем, эта тема очень важна, так как случай был не один – это целая система инцидентов, которые зафиксировали СМИ. Можно говорить о том, что проблема системная. По факту кондуктор находится на производстве, где должны действовать правила охраны труда. Я хотел бы продолжить эту дискуссию: подождать ответа от комитета по транспорту, готов к ним прийти и обсудить. И главное, если они против моей инициативы, хочу узнать, как они предлагают защищать людей», – пояснил автор идеи – депутат ЗС Алексей Цивилёв.
Неадекватный петербуржец бегал по троллейбусу и бил кондуктора
Парламентарий считает, что курсы самообороны или занятия, где учат избегать конфликтных ситуаций, нельзя заменить ни газовым баллончиком (общественный транспорт – замкнутое пространство, от использования химии могут пострадать пассажиры), ни электрошокером, который может обратиться и против самого кондуктора.
«Обученный кондуктор более эффективен, чем необученный. Зная примерный контингент кондукторов, могу сказать, что самбо не всем подходит: есть контролёры уже в возрасте или такого телосложения, когда тяжело заниматься физической активностью. Хоть это и не будет нагрузка, как в соревновательном спорте – скорее в рамках физкультуры – но, тем не менее, не все смогут освоить. Те же, кто смогут, будут действовать эффективнее в случае нападения: подготовлен – значит, уже вооружен. Схватили за руку, за сумку с деньгами, бьют в лицо, палкой по голове, достали нож – в прикладном разделе самбо есть конкретные действия на любой из этих вражеских выпадов», – рассказал директор по развитию федерации самбо и практикующий тренер Пётр Кретов.
Кондуктор как боевая единица?
Идея обучить работников профессии, которая никак не связана с правоохранительными структурами, приёмам обороны на Руси не нова: обороняться учат врачей в некоторых регионах: скажем, в Тюменской области объявили недавно, что десантники возьмут на себя подготовку медиков к потенциально опасным дежурствам, а в Новосибирске врачи весной начали изучать джиу-джитсу. К слову, нападения на бригады скорой помощи фиксировали и в Петербурге. По словам психолога и психиатра Натальи Варской, помимо обычных издержек работы с людьми, кондукторы ещё и трудятся в достаточно специфическом общественном пространстве.
«Люди вынуждены находится бок о бок, и это влияет на психологическое состояние. Утром человек не выспался и едет на работу, вечером – уставший возвращается домой. Но, естественно, до такой степени негативно это может действовать только на людей, у которых есть к этому предпосылки (к агрессии – ИА «Диалог»). Нормальный человек такую ситуацию перенесет спокойно, и он и обязан на такие вещи реагировать адекватно», — рассказала Наталья Варская.
Психолог также отметила, что если навыки самообороны – это не самый простой способ защитить кондукторов. Во-первых, не все могут применить в деле, вне зала, приёмы самообороны, а во-вторых, если обучение всё-таки будет поставлено на поток и охватит всех, это породит потенциальную проблему. Придётся организовать психологическую и даже психиатрическую проверку таких «боевых контролёров». Ведь приёмы защиты – это ещё и приёмы нападения (такая палка о двух концах). Есть и менее радикальный способ защитить работников транспорта, по мнению Натальи Варской: слово и правильное поведением может решить многие конфликты. За возможность организовать, в том числе, и психологические курсы для работников транспорта высказался и автор инициативы с самообороной.
«Уйти от конфликта и вовремя вызвать полицию – то что нужно, не лезть на рожон. Думаю, нужно опробовать механизм самообороны, психологические курсы, умение общаться с агрессивно настроенными людьми. Так как самооборона во многих случаях – это не только работа физическая, но и психологическая. Обучить, кондукторов, что не следует оставаться с пассажиром один на один, без свидетелей, вызвать вовремя водителя. В одном из случаев, который произошёл на Ленинском проспекте, женщина осталась наедине с молодым парнем – и, соответственно, он напал, понимая, что нет свидетелей, и никто ему не противостоит», – отмечает Цивилёв.
Кстати, депутат не видит возрастных и гендерных ограничений, считая, что в любом случае можно повысить навыки владения своим телом и пройти психологическую подготовку. С ним в целом согласны и практикующий тренер по самбо Пётр Кретов, и тренер по самообороне Шамиль Дударкаев. По словам последнего, боевыми искусствами интересуются и приходят на занятия петербурженки разного возраста – и в 20, и в 30, и в 40 лет.
«Успешность самообороны измеряется не физическими данными женщины, а скорее умением прогнозировать ситуацию – это намного важнее. Мало кто этому учит – в основном, стараются научить приёмам, а если женщину научить захватам и ударам, она будет стараться делать их – вместо того, чтобы уходить от конфликта. И не факт, что в такой ситуации у неё получится сделать это профессионально. Она может только разозлить мужчину и подстегнуть гнев. Мой совет – следить за эмоциональным состоянием людей вокруг, потому что с бухты-барахты просто так никто не ударит: когда человек очень спокоен, он не может внезапно напасть. Это просто навык – его надо вырабатывать, изучать психологию, невербальные знаки, складывать картинку воедино и предугадывать. Умение держать дистанцию, говорить определённые слова, стоять в определенной стойке и банально не поворачиваться спиной к человеку. Если вы заранее готовы к тому, что сейчас будет конфликт, у вас меняется голос, поза, взгляд, и человек понимает, что он не может безнаказанно ударить вас», – рассказал Шамиль Дударкаев.
#янехотелаумирать: что думают сторонники и противники закона о домашнем насилии
Однако психологи подчёркивают, что не всегда по человеку можно понять – готов он напасть или нет. Общих признаков не существует: бывает, что пассажир вдруг нападёт внезапно – или, наоборот, человек может вести себя агрессивно постоянно, из-за чего понять, готов ли он посягнуть на здоровье или жизнь своего визави, почти невозможно. В таких случаях разобраться, что к чему, кондукторам могут помочь разве что случайно оказавшиеся в салоне автобуса психолог или психиатр.
Рената Ильясова / ИА «Диалог»