Жара в Петербурге – как вредная девушка. Приходит редко и исключительно по настроению. Что уж говорить, если прошлым летом средняя температура была всего 18,8 градусов. А ведь тот сезон, по словам главного синоптика города Александра Колесова, стал одним из самых тёплых за всю историю метеонаблюдений. Достигнем ли мы температурного рекорда в этом году – загадка. Но пока палящее солнце наконец-то снова хозяйничает в Петербурге, а трудоголикам приходится сидеть в душных офисах, «Диалог» узнал у петербуржцев и гостей города, как спастись от жары.
Екатерина, 20 лет, студентка
– Большую часть жизни я прожила в Волгограде, а там летом температура поднимается до 40 градусов. И единственный шанс спастись – лежать под кондиционером. Он есть в каждом доме, в каждой комнате. Ты лежишь, пока тебе не начнёт ломить шею, кости, почки… Вообще всё, что возможно. Пока у тебя не начнётся ангина из-за кондиционера. При этом ты продолжаешь лежать, потому что по-другому невозможно.
Но я переехала в Питер, и [здесь] у нас нет кондиционера. Так что лично я постоянно пью холодное, обматываюсь холодными полотенцами. Серьёзно, это помогает. Ты просто кладёшь влажные полотенца на руки, ноги, голову. И всегда хорошо иметь под рукой какую-нибудь мороженую курицу, которую прикладываешь к голове. Она прям вымораживает мозги, и тебе становится легче. Всё, что угодно мороженое – мороженый горошек, мороженые овощи…
– Какие-то у вас суровые волгоградские методы.
– Суровые методы самые результативные, я вам скажу.
– А что делать, если в Петербурге захотелось искупаться?
– Ну так душ везде, в каждом доме есть. (смеётся)
– Как относитесь к купанию в фонтанах?
– У меня была история в Волгограде, когда девочка, моя одноклассница, пошла купаться [в фонтан]. И у неё нога попала в штуку, куда стекает вода, её засосало. Помню, было очень много крови. Так что после этого я очень боюсь купаться в таких местах. Но, вообще, в Питере, что круто, есть фонтаны, которые бьют прямо из асфальта. Вот там – ради бога. Просто становишься – и всё чудесно.
Андрей и Иван, 13 и 14 лет – ученики художественной школы (фотографироваться отказались)
– Кепку надеть! – подумав, заявляет один из юношей, делающих в тени карандашные наброски Андреевского рынка. – Это, я уверен, защитит от всего.
Зовут парня Андрей, и говорит он явно со знанием дела. Видно, что мальчик подготовлен к работе на улице – у него есть и термос с холодной водой, и, конечно же, кепка, которую он как бы в подтверждение своих слов натягивает на голову ещё сильнее.
– Мы привыкли к жаре! – тут же гордо заявляет его товарищ. Иван немного постарше и примеру своего коллеги явно не следует – головной убор на пленэр не берёт.
– Почему привыкли?
– Потому что жизнь художника тяжела и неказиста… – философски продолжает мальчик.
Его напарник Андрей объясняет, что ребята рисуют на открытом воздухе уже четыре года подряд – практикуются в художественной школе. И жара застигает их довольно часто.
– А что бы вы делали, если бы у вас была возможность уехать из Петербурга, от этой жары?
– Съездили бы куда-нибудь на море, – мечтательно закрывает глаза Иван. – На песочке бы позагорали!
Андрей, напротив, уезжать вовсе не намерен.
– Ну, а мне и здесь хорошо! Взять термос с холодной водой, и всё. Кажется, этого достаточно.
Юлия, 48 лет, приехала в Петербург к сыновьям
– Я лично – гость в этом городе, с Кавказа. У нас там тоже очень жарко, поэтому я привыкшая.
– И как на Кавказе спасаетесь от жары?
– Пьём много воды, бегаем и ищем тенёчек. Ещё у нас есть озера. Ну, и кондиционер.
– А что делать людям без кондиционера?
– А я вам сейчас покажу! У нас всегда с собой вот такие маленькие ручные вентиляторы, – Юлия тут же открывает главное отделение в сумочке и достаёт оттуда мини-вентилятор на батарейках. – Он достаточно мощный.
Чтобы показать его в деле, она нажимает заветную кнопку и подносит устройство к лицу. На расстоянии сорока сантиметров дует действительно неплохо. А от холодного ветерка снова хочется жить. По словам Юлии, с этим вентилятором летом она не расстаётся – вот, даже путешествует вместе, и приборчик часто её выручает.
Екатерина, 21 год, студентка. Приехала в Петербург из города Волжский
– Как спасаться петербуржцам? Ну, вот я сама из провинции. У нас там обычно мужчины надевают такую лёгкую майку в виде рыбацкой сеточки. Видимо, она позволяет им чувствовать себя легко и непринуждённо. Изысканный вариант для многих петербуржцев. (смеётся)
– А как спастись от жары, если приходится сидеть на работе?
– Если ты сидишь в душном офисе во время жары, нужно спасаться не от жары, а от душного офиса, в котором нет кондиционера.
Елена и Светлана, 60 лет, туристки из Ростовской области
– Вы знаете, это у вас не жара. Мы с Ростова приехали. У нас-то жара – да. Сорок и за сорок даже есть! А у вас – красота. Просто красота! Поэтому вы радуйтесь, что живёте в Петербурге, в таком красивом городе. И погода у вас замечательная. Никуда не прячьтесь.
Юрий, 47 лет и Алина, 21 год. Отец и дочь, приехали из Германии в Петербург на отдых
– Как пережить жару в Петербурге?
Массивный мужчина, радостно загорающий без футболки и поедающий мороженое, долго смотрит на свой десерт, а затем изрекает:
– Есть мороженое, – давая понять, мол, и сами могли бы догадаться. – И рыбалка.
– [Находиться] в тенёчке у воды, – добавляет дочь, которая рядом на пледе читает книгу.
Юрий и Алина приехали из Германии, где, по их словам, климат довольно похож на петербургский. Только влажность немного выше. Туристы считают, что погоду в Северной столице совсем не назовёшь жаркой, для них это вполне комфортная температура.
– А что вы делаете в жаркие дни в Германии?
– Работаем. (произносят в один голос и смеются)
– Могу рассказать, как я работаю в жару, – продолжает мужчина. – Представьте себе цех. Там стоит паровая пресс-машина, которая выдавливает стиропор (изоляционный строительный материал – ИА «Диалог») за счёт горячего пара. Вот её надо отремонтировать, а там трубы под давлением. У них температура +100 градусов. И вот их лежит целый ряд, и где-то в каком-то ряду посерединке надо поменять трубу. Ещё и где-то под потолком в горячем цехе в жару +30. Только представьте себе!
– И что же делать, если такая жара застала на работе?
– Помирать. (смеётся)
Подготовила Евгения Чупова / ИА «Диалог»