Site icon ИА «Диалог»

Ни хостел, ни коммуна, ни секта: как устроена оффлайн-квартира, и кто в ней живёт?

Один из сервисов поиска жилья в Петербурге «Уютное гнёздышко» около года назад вышел в формат оффлайн. Создатель паблика и владелец хостела на Невском проспекте сняли квартиру – теперь там живут люди, организовываются проекты, проходят квартирники и занятия йогой. Место, как отмечают его основатели, было создано для того, чтобы перестать сидеть в телефонах и начать жить. Корреспондент «Диалога» побывал в оффлайн-квартире и узнал, почему совместное проживание – это выгодно, и как из паблика недвижимости родился целый бренд.

Не коммуна, а площадка для самореализации

«Уютное гнёздышко» как паблик «ВКонтакте» по поиску жилья в Петербурге существует уже восемь лет. А в августе 2018 года появилась одноимённая оффлайн-квартира, куда я и отправилась на встречу с одним из её создателей. Конечно, формат добровольного совместного проживания в Петербурге не нов – о таких пространствах слышно всё больше, они активно выходят в Сеть.

Квартира находится на Литейном проспекте. Подхожу к домофону и вижу несколько табличек с названиями отелей. Но есть и жилые квартиры.

«Этот дом изначально строился как доходный», – пояснит мне потом управляющий оффлайн-квартиры Михаил Голдобин.

Само пространство на первый взгляд напоминает хостел. Большой холл, много обуви на полу и полках, вешалка с разнообразной одеждой, из гостиной слышатся голоса, что-то бурно обсуждают.

«Из тех людей, что там сейчас сидят, лишь немногие здесь живут. У нас открытое пространство, мы приветствуем, если к нам приходят в гости люди с новыми идеями и проектами. Сейчас обсуждаем вечеринку, которую планируем провести в середине августа. Мы не хотим, чтобы это были просто танцы и алкоголь – сделаем что-то необычное», – рассказывает Михаил.

Наконец мы начинаем путешествие по квартире. Просторные холл и гостиная, слева – два узких коридора, которые ведут в жилые комнаты и санузлы, друг на друге стоят стиральные машины.

«Раньше в этой квартире был хостел, в наследство от него осталась удобная планировка. Сегодня здесь восемь жилых комнат и три мастерские, где проводятся занятия по йоге и вокалу, актёрскому мастерству, одна отделена под тату-студию. Также есть два подсобных помещения и четыре санузла. Житель «гнёздышка» может обставить комнату, как ему захочется, и жить или один – или вдвоём, у нас гибкие условия», – рассказывает Голдобин.

Под одной крышей: как уживаются хостелы и их соседи

Аренда одной комнаты в «Уютном» стоит 25 тысяч рублей в месяц, в двухместной комнате – 12,5 тысячи. Есть и комнаты хостельного типа с двухъярусной кроватью – в такой могут разместиться до четырёх человек. Сегодня в квартире 15 жильцов. Преимущество в том, что жители не платят залог и коммунальные платежи, поэтому могут съехать, когда захочется.

«У нас нет постоянного состава жильцов: мы только приветствуем, если человек понял, что ему пора двигаться дальше. Оффлайн-квартира – не коммуна или коливинг, а площадка для самореализации. Здесь происходит постоянный обмен энергией: приезжают новые люди и привносят что-то своё. В таких случаях мы помогаем через тот же паблик по поиску недвижимости найти комнату, куда он может переехать. Многие находят жильё поблизости и приходят в гости. Есть, конечно, и те, кто живёт здесь с основания оффлайн-квартиры и не собирается съезжать – таких пять человек», – объясняет управляющий.

В коридорах и холле развешены картины, на полках стоят гипсовые руки – всё это создано жильцами «Уютного». В гостиной лежат пуфики, посередине стоит надувной бассейн. На подоконнике же устроились люди, делают фотографии. За столом не стихает бурное обсуждение. Периодически кто-то встаёт и проходит мимо, улыбается и здоровается.

«Здесь каждый месяц проходят квартирники – музыкальные вечера в комфортной обстановке. Мы приглашаем звукооператора, звукорежиссёра, оператора, музыкант в итоге получает видео своего выступления. Наши мероприятия не для избранных – для всех. Хочет человек фотографом стать – пусть пишет, снимает наши события. Хочет шить – у нас есть машинки, путь приходит. У нас есть свой видеопродакшн, снимаем передачи на разные темы: от философии до тату», – рассказывает управляющий.

Так, по его словам, «Уютное гнёздышко» с помощью подобных творческих энтузиастов превратилось в бренд. Есть, например, сумки со своим логотипом, в процессе ещё пошив одежды, которой нет на рынке.

«Если к нам придёт не творческий человек, а юрист – мы его примем»

Мы возвращаемся в холл, откуда и началась экскурсия. Я замечаю стойку администратора, где висят ключи от помещений.

«Когда-то у нас был администратор, но сейчас только я – управляющий. Нам эта система не нужна, у нас более гибкая структура, горизонтальное управление. Начинали открывать квартиру вдвоём: я и создатель паблика по аренде жилья Ваня Зайков. Я занимаюсь хостелами и арендовал это помещение, но хотелось создать что-то иное, делать очередной хостел – скучно», – рассказывает Михаил.

В жильцах у оффлайн-квартиры недостатка нет. Чтобы сюда заселиться, нужно сначала написать немного о себе управляющему – но, по его словам, лишь для того, чтобы знать, кто заезжает: никаких критериев отбора нет.

«У нас живут и студенты, и дети с родителями. Конечно, с маленьким ребёнком мы заселять не будем, но у нас нет дискриминации. Если к нам придёт не творческий человек, а, например, юрист – мы его примем. Я также проведу экскурсию – человек поймёт, подходит ли ему. Тут много публичности из-за мероприятий, но мы стараемся сглаживать разногласия. Кстати, соседи на нас не жалуются, хотя в доме есть жилые квартиры. Наведением порядка у нас занимается уборщица, а за продукты каждый отвечает сам», – рассказывает Михаил.

В квартире живут люди разных профессий: художники, музыканты, операторы, тату-мастера, юристы. Большая часть – приезжие, но есть и петербуржцы, которые или съезжают из собственного жилья по семейным обстоятельствам, или сдают свою квартиру, а сами живут здесь ради идеи. Такой формат проживания позволяет заниматься любимым делом «на дому», участвовать в проектах и продвигать себя. По словам Михаила, одно из главных преимуществ – в том, что так легче найти людей, которые могут и хотят друг другу помочь в проектах, но сидят поодиночке в разных концах города.

«Мы называемся оффлайн-квартира, что немного странно, потому что квартира всегда оффлайн. Но мы решили это выделить, потому что начинали с паблика аренды, сидели там онлайн, надоело. Мы хотим уйти от этого и научиться общаться не в интернете, а здесь – поэтому это место и родилось, это актуально сегодня. Для выбора такого формата есть несколько причин. Во-первых, объединение экономически целесообразно. Во-вторых, человек – социальное существо, он хочет общаться, просто в разных объёмах. Это развивает каждого, потому что здесь мы учимся общаться. Технически нас можно назвать коливингом, но мы отличаемся. Всё строго по желанию, каждый сам за себя, у нас не закрытый клуб, куда нужно войти», – рассказывает Михаил.

Однако для многих совместное проживание в творческой среде остаётся чем-то хипстерским и далёким от общепринятых норм. Но и этому есть объяснение.

«В нашем сознании важно иметь своё жильё. Всё очень неустойчиво, можно потерять работу, заболеть, а потерять квартиру – сложнее, поэтому люди вписываются в ипотеки. Для них странно съехаться сюда. Мы наш лайфстайл не навязываем, просто так тоже можно жить», – резюмирует Михаил.

«Люди так не живут, а тебе выпал шанс»

О том, как живётся в такой оффлайн-квартире, решила спросить местных жителей. Ирина, например, йога-тичер, живёт в оффлайн-квартире 5 месяцев.

Как ты попала в «Уютное»?

Я заселилась сюда, когда в жизни возникла трудная ситуация. Моя подруга в то время жила в «гнёздышке» и вела там вокальную студию – она и пригласила меня жить с ней в комнате. Многие попадают сюда по знакомству, а потом обнаруживают, что у них есть общие интересы с жителями квартиры – тогда тебя захватывает эта жизнь. До заселения сюда я считала себя интровертом, никогда не жила с посторонними людьми и комнату не арендовала.

Были ли какие-то бытовые трудности?

Когда личное пространство ограничено, это сначала сковывает, но потом ты учишься находить время для себя. Конфликты бывают, но мы как семья. Оказалось, когда ты дружишь с людьми и восхищаешься тем, что они делают, бытовые моменты перестают тебя смущать. Я и не подозревала, что мне понравится приходить с работы и видеть здесь 10-20 человек. Открываешь дверь – и не знаешь, что будет происходить внутри: вечеринка, концерт, теологические дискуссии. Ты понимаешь, что люди так не живут, а тебе выпал шанс.

Какими проектами ты занимаешься в «Уютном»?

Я по личной инициативе организовала «уютные пробежки»: мы бегаем и по утрам, и по вечерам. Когда-то приходит 10-15 человек, когда-то трое, бывает, и одна бегаю. Ещё недавно стала вести йогу – я сертифицированный преподаватель.

В чём для тебя преимущество жизни здесь?

Тут есть молодые люди, которые имеют смелость начать жить так, как им хочется, реализовывать свои творческие идеи не только в одиночку, сидя в своей квартире. Когда видишь таких людей – вдохновляешься и реализовываешь те идеи, которые давно копились.

Свою историю рассказал и Максим. Он художник, живёт в оффлайн-квартире всего три месяца.

Как ты попал в «Уютное»?

Я приехал в Петербург пять лет назад и жил то с друзьями, то в коммунальной квартире, то снимал с кем-то совместно жильё. Такой образ жизни мне был интересен, потому что наедине с собой тяжело куда-то двигаться, мотивировать себя, а когда люди вокруг что-то делают, ты тоже вдохновляешься. В какой-то момент я понял, что хочу жить в центре, потому что с окраины трудно себя заставить куда-то выбраться, а всё самое интересное происходит именно в центре. Однажды я пролистывал паблик по поиску жилья «Уютное гнёздышко» – и наткнулся на пост о том, что есть оффлайн-квартира. Я заполнил анкету, пришёл в гости – и понял, что хочу здесь жить.

В каких условиях ты живёшь?

Я живу в большой комнате, нас здесь четверо, также есть две «гостевые» кровати, где порой останавливаются музыканты, например. Нам не тесно, потому что у нас немного вещей. В комнате я в основном появляюсь для сна или когда нужно личное пространство. В основном все собираются на кухне или в холле. Из минусов такого проживания я бы выделил только то, что в комнате невозможно поддерживать порядок. Я люблю чистоту, но понимаю, что не могу других заставлять придерживаться того же. Но проблем с этим нет, потому что всегда можно просто попросить друг друга убраться, никто не откажет.

Почему тебе нравится здесь жить?

Главный плюс – мы находимся на Литейном проспекте, откуда легко пешком добраться до самых крутых мест города. В «гнёздышке» всегда можно найти компанию. Проживание здесь выгодно и по стоимости – я плачу 10 тысяч рублей в месяц, и это недорого для центра. К тому же нет коммунальных платежей, за свет, на бытовую химию. И благодаря этому проекту я сменил скучную рутинную работу на творчество.

Чем ты занимаешься в «гнёздышке»?

Я руковожу студией стиля «Рейтузы деда» и «Швейным клубом». В студии мы помогаем людям сменить стиль и попробовать то, что они бы не осмелились сделать сами. «Швейный клуб» – это площадка для тех, кто хочет шить. К нам можно прийти и обменяться опытом, заняться шитьём. Сделанные вещи мы выставляем на маркетах.

Подготовила Мария Балакаева / ИА «Диалог»