Во вторник, 11 июня, комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) сообщил, что Организация городов всемирного наследия присудила петербургским проектам премию за превращение бывших промышленных предприятий в культурные объекты. По словам чиновников ведомства, это подтверждает успешность опыта Петербурга в конверсии «серого пояса».
«Эта организация не настолько на слуху, как ЮНЕСКО, в чей список объектов Всемирного наследия входит Петербург, но, тем не менее, это серьёзная международная структура. Она основана в 1993 году и объединяет все города, которые или сами являются объектами Всемирного наследия, или на чьей территории находятся объекты, включённые в список. Это мощная международная сила, объединяющая 300 городов с общим населением 164 миллиона. Она была создана для взаимодействия, взаимопомощи и распространения наилучших практик по сохранению культурного наследия; мы с ними реализовали несколько совместных проектов. Например, у них есть очень интересная инициатива «Молодёжь на тропе наследия», который поощряет деятельность молодых людей в сфере сохранения памятников. В прошлом году мы получили первое место как раз за межшкольный проект (как раз в рамках этой программы) – взаимодействие школы № 639 и школы № 2 армянского города Эчмиадзин», — рассказал Сергей Макаров, председатель КГИОП.
На XV конгрессе организации, который проходил в Кракове, Петербург назвали лауреатом премии имени Жана-Поля Л’Аллье за «реализацию комплексного освоения бывших промышленных объектов, являющихся памятниками». На конкурс от Петербурга были представлены пять проектов «Новая Голландия», Планетарий № 1, пространства «Порт Севкабель» и «Петровский арсенал», а также креативное пространство «Ткачи».
«Основная идея премии – [поощрить] вовлечение объектов культурного наследия в использование местными сообществами, чтобы показать, что это не просто какие-то статичные объекты, и возможно их использование людьми, которые там проживают. Судьи были самые разные – в том числе из ЮНЕСКО и ИКОМОС – и они отметили важность того, что промышленные объекты приспосабливаются не для офисов или жилья, а для общественного использования. Важно было показать это потому, что не только у нас (а на конференции было представлено примерно 60 стран) возникают вопросы приспособления подобных структур. Зачастую инвесторы их боятся, так как не очень понятно, насколько они экономически интересны, но наш пример показал, что [это реально]. Петербург настораживает своими масштабами: город у нас большой, объект Всемирного наследия – просто огромный по сравнению с многими другими, и когда говоришь, что в городе 9000 ОКН, это вызывает шок… И, тем не менее, у нас в разных местах возникают те же проблемы, что и в других городах – есть места, где мало туристов, а есть такие, где туристов так много, что их уже некуда девать. Есть заброшенные объекты культурного наследия, которые нужно приводить в порядок. Как раз с нашими примерами мы оказались в модном «тренде», — пояснил зампред КГИОП Алексей Михайлов.
По его словам, ещё одним положительным примером оказалось то, что приспособленные объекты стали базой для обучения реставраторов и других специалистов, работающих со старыми зданиями.
«Сохранение и использование исторических артефактов, по сути, добавляет стоимости объекту недвижимости, а не отягощает его. Люди любят приходить не во вновь созданную пустоту, а в места, где есть исторический контекст, и современное использование только усиливает эту связь. Я рад, что к этому приходят многие девелоперы», — добавил куратор проекта «Порт Севкабель» Алексей Онацко.