Site icon ИА «Диалог»

Виктория Баргачёва: «Китайские туристы тратят в Петербурге огромные деньги, но почти всё возвращается в КНР»

Петербург, по данным комитета по развитию туризма, в прошлом году посетили более 4 млн иностранцев, из них около 800 тысяч – китайцы. Казалось бы, вот она – золотая жила, но на поверку всё не так просто. По словам президента Санкт-Петербургской ассоциации гидов переводчиков китайского языка Виктории Баргачёвой, почти все деньги, которые привозят из Поднебесной туристы в составе организованных групп по демпинговым схемам, возвращаются обратно. Для этого, уверена эксперт, в Северной столице работают специальные магазины для граждан КНР, где накрутка на товар может достигать 900%. Подробнее – в интервью «Диалога».

Периодические в СМИ появляется информация, что китайские лже-гиды рассказывают небылицы о Петербурге и его жителях. Так ли это в реальности, и почему так происходит?

Да, к сожалению, это так. Сегодня получить работу в Петербурге гораздо проще любому (даже необразованному) жителю КНР, а не петербуржцу, который знает китайский язык и имеет необходимые лицензии. Выходит, у гостей из Поднебесной при всём желании получить качественное обслуживание нет такой возможности – за них всё решают китайские компании, работающие по схемам «незаконно дешёвых туров». Они сразу продают пакетный тур, включающий дорогу, проживание, еду и экскурсии.

Основная задача этих фирм, участвующих в демпинговых схемах, заключается в том, чтобы так называемый гид собирал наличные и передавал их обратно в Китай. Требование у китайских организаций к таким экскурсоводам одно: собирать деньги и смотреть, чтобы туристы тратили их в определённых местах. Так появляются странные истории о российском обществе, истории, культуре и современной ситуации, которые должны подстёгивать туристов к покупкам.

Знаете ли вы конкретные случаи, когда лже-гиды повышали таким образом продажи?

Могу привести в пример летопись петербургских наводнений на Невских воротах Петропавловской крепости. Там говорится об одной из самых трагичных историй Петербурга, когда в 1824 году средний уровень воды в Неве превысил 4 метра. Стихия разрушила множество домов и унесла жизни сотни людей. Однако псевдо-гиды преподносят это иначе – как праздник, который помог людям обогатиться. Они рассказывают, что волны во время наводнения принесли в город большое количество янтарный камней, и когда вода спала, они остались на улицах. Якобы это позволило многим простым жителям разбогатеть. Специально под эту историю в Петропавловке даже открывали в прошлом году магазин янтарных изделий, но он долго не просуществовал, так как туда пускали только китайских туристов, и это сильно не нравилось местным жителям. После скандала точку закрыли. Но есть и другие магазины, куда вход открыт только гражданам КНР.

Иногда экскурсионные небылицы имеют настолько странные формы, что трудно представить, как до такого вообще можно было додуматься. Не так давно к нам обратились представители этого бизнеса, которые решили разработать новый туристический объект – Центральный военно-морской музей. Они сказали, что сходили туда и поняли, что нужно рассказывать, чтобы продавать матрёшки. Казалось бы, причём здесь военные суда и матрёшки? Нам объяснили: многие корабли сделаны из дерева – а значит, можно рассказывать про деревянные предметы и продавать их. Грубо говоря, на таком принципе строится любой рассказ китайского лже-экскурсовода.

Почему, на ваш взгляд, недобросовестные гиды идут на такую авантюру? Как строится их работа в Петербурге?

В таких схемах, которые в самом Китае признаны незаконными, гид не получает зарплату как таковую: наоборот, изначально он должен организации «налог с головы» – 25 долларов США с человека. Так, если вам дают группу в 40 человек на 3 дня, вы уже должны 2 тысячи долларов. Гиду же дают возможность заработать денег. Получается, экскурсовода ставят сразу в невыгодное положение: если он не будет рассказывать постоянно про янтарь, и турист его не купит, придётся заплатить из своего кармана крупную сумму. Он вынужден водить туристов в магазины, где накрутка составляет 900% к средней стоимости. 30% от прибыли, по нашим данным, сразу уходит в Китай, часть оставшихся денег выдаётся наличкой турлидеру, который приезжает с группой из Китая, и из этой суммы должен что-то вернуть в фирму. Наконец, 16% остаётся местному псевдогиду. Он должен отдать в туристическую компанию долг и взять свою долю. Грубо говоря, если в группе 40 человек, то, чтобы выйти в ноль, экскурсовод обязан заставить их купить товара на 1,5 млн рублей. Иногда даже бывают угрозы, потому что если план не выполняется, законы вежливости не всегда работают. Не все выдерживают в таком темпе: некоторым приходится продавать свою квартиру, чтобы расплатиться. Такие ситуации случались с китайскими студентами, которые быстро «вылетают в трубу», покидают Россию и скрываются.

Иногда теневые туркомпании ставят перед гидом дополнительные требования: например, его группа должна потратить в одном конкретном магазине как минимум 500 тысяч рублей. Если план не выполнен, то экскурсовод заплатит штраф в 60 тысяч.

Кроме рассказов о янтаре, известны ли вам другие способы убедить китайских туристов расстаться с деньгами?

Рассказы о городе бывают разными: одни, на первый взгляд, кажутся безобидными (например, если рассказывают, что Ленин – внук Петра I), другие же сильно сказываются на облике города. Так, например, чтобы туристы ходили только в нужные места, где стоимость обычной шоколадки «Алёнка» доходит до 700 рублей, им говорят о постоянных опасностях вокруг. Это привело к тому, что у Петербурга сложился имидж самого небезопасного города, где буквально «охотятся» за китайцами. Так, в китайском интернете можно увидеть истории, как туристической группе пришлось отдать часть денег «главе банды воришек», чтобы их не обокрали.

На практике это происходит примерно так: приезжают китайцы к Медному всаднику, гид показывает среди толпы на любого русского человека и говорит, будто он отвечает за эту точку, и, чтобы туристическую группу не обокрали, нужно скинуться по 100 рублей и отдать ему деньги. Но чаще всего, в 90% случаев, туристов обманывают свои же – отмечу, правда, что такая проблема существует не только в России, а везде, где китайский бизнес не регулируется. Представители такого турбизнеса даже называют на сленге туристов баранами – и не потому, что это глупые животные: на них просто растёт шерсть, которую нужно стричь. В самом Китае борьба с такими схемами ведётся жестко, доходит до случаев реальных тюремных сроков за «принудительный шопинг». В КНР видят в «незаконно дешёвых турах» угрозу стабильности и безопасности туризма, но в России пока не спешат разрабатывать комплекс мер по оздоровлению данного сегмента рынка.

Депутаты требуют допускать до работы с туристами только российских аттестованных гидов-переводчиков

Что входит в тот самый «китайский турпакет», о котором вы ранее рассказывали? Насколько у гостей из Поднебесной насыщенная программа?

Девятидневный тур в Москву и Петербург стоит в среднем 50 тысяч рублей или 5 тысяч юаней. В эту сумму входит перелёт, переезд между городами, гостиница, трёхразовое питание, автобус и гид. Над программой особенно не думают – наоборот, её стараются сделать полупустой, чтобы гости Северной столицы тратились на месте.

Человек приезжает – и понимает, что полдня ему делать нечего, поэтому покупает экскурсии у псевдогида. То есть на 9 дней включено только метро в Москве на 3 дня и Эрмитаж в Петербурге, остальное всё – за дополнительные деньги по космическим ценам. Иногда продаются дополнительно фотостопы – например, чтобы группа съездила к Смольному и сфотографировала собор, за это просят дополнительно 100 юаней или 1000 рублей. 40 человек – это 40 тысяч рублей за 15 минут работы. Царское село продаётся дороже всего – 700 юаней, примерно 7 тысяч рублей за один билет. Ну, и Московский кремль – 3500 рублей. Екатерининский дворец стоит 1500 рублей – это официальная цена, но китайцам продаётся за 7 тысяч рублей. Соответственно, потратив 5 тысяч юаней на тур, туристы примерно столько же тратят на дополнительные экскурсии, себестоимость которых иногда нулевая. По факту люди оставляют здесь огромные деньги – но из-за того, что они практически все возвращаются обратно в Китай, получается, что в России остаётся только себестоимость.

Российские туркомпании работают с китайцами?

Существующая система позволила недобросовестным туроператорам убрать конкурентов. И если ещё несколько лет назад Россия принимала участие в обслуживании туристов из КНР, то теперь ситуация резко изменилась. С неограниченным запасом налички, которая является серой прибылью, можно делать всё, что угодно: принимать людей почти бесплатно, «дарить» Эрмитаж (в смысле, включать его в программу без дополнительных плат), и так далее. Такая конкурентная борьба привела в этом году к тому, что почти ни одна законопослушная российская компания не участвует в приёме турпотока из КНР. Ситуация похожа на китайско-китайский туристический обмен.

В комитете по туризму заявили, что в прошлом году Петербург посетили около 800 тысяч туристов из Китая. Есть ли какое-то процентное соотношение: сколько групп ушло российским, а сколько — китайским туркомпаниям?

Нана Маргушевна Гвичия (заместитель председателя комитета по туризму – ИА «Диалог») говорила именно про китайских туристов из КНР, а если говорить о гостях Северной столицы, говорящих на китайском языке, то это ещё где-то 200 тысяч человек дополнительно. В среднем, миллион. На Петербург остаётся примерно 20% тех, кто путешествуют в цивилизованном сегменте, которые хотят посмотреть страну, покушать местную еду в тех местах, где заблагорассудится, купить то, что им нравится, а не то, что заставляют.

Так работают только китайские турфирмы или подобный опыт практикуют и представители других стран?

С недобросовестных турфирм уже берут пример корейцы и вьетнамцы – они не прочь опробовать их систему работы в туристической отрасли России на деле. К сожалению, сегодня в федеральном законодательстве отсутствуют какие-то системные меры против этого. Люди смотрят на китайские схемы, начинают их изучать и примерять. Постепенно к большому потоку организованных по демпинговым схемам туристов из КНР прибавляется довольно значительный вьетнамский, корейский потоки, которые стремительно растут год от года.

Последние годы увеличение туристического потока из Китая видно не вооружённым глазом – городские достопримечательности в сезон стабильно осматривают несколько организованных групп. Не мешает ли это приёму гостей из других стран, на ваш взгляд?

На данный момент туроператоры Китая имеют возможность монополизировать многие услуги – например, экскурсии в Царское село, Эрмитаж. Получается, что туристам из Европы не купить билетов. Мне две крупные компании говорили, что на последние числа мая не смогли купить билеты в Царское село – всё было раскуплено компаниями, связанными с серыми схемами, чтобы потом ими торговать направо и налево, накручивая 300% к себестоимости. Получается, что у нас страдает нормальный цивилизованный поток. Но если куда-то удаётся купить билеты, часто западные туристы просто смотрят на неорганизованную толпу, разворачиваются и уходят.

Теневой бизнес, работающий по демпинговым схемам, любит создавать ажиотаж, ведь запредельную плату с туристов можно всегда объяснить так: «посмотрите, сколько народу хочет туда попасть, поэтому так дорого». Привыкших к спокойному размеренному отдыху туристов длинные и шумные очереди, скорее, отталкивают. Не очень сочетаются с западным представлением о посещении культурного объекта и некоторые бытовые привычки гостей с востока: личное пространство, уровень шума, выражение эмоций. Нередки случаи, когда туристы просто разворачиваются и уходят из очереди в музей, простояв десять минут в окружении нескольких китайских групп.

Когда с гостями из КНР работает псевдо-гид, цели которого далеки от того, чтобы создать комфортную среду для туристов и оставить приятные воспоминания о городе, получается совершенно извращённый облик как города в глазах туристов, так и самих туристов в глазах окружающих. Когда нелегальный гид хочет только «отбить налог», он иногда забывает об элементарных потребностях своих клиентов – например, отвести их в туалет, объяснить элементарные правила поведения. Отсюда – участившиеся случаи кощунственного отношения к нашим памятникам со стороны туристов, попавших в руки теневиков. На территории Кремля, в пригородных парках Петербурга, даже в самом Екатерининском дворце – всё чаще слышим скандалы со справляющими нужду китайскими туристами. Все это очень негативно сказывается на имидже города, вплоть до появления неприятных отзывов российских и иностранных гостей о том, что везде – только китайские группы, поведение которых шокирует, и советов не ездить в наш город в высокий сезон.

Что китайцев привлекает в Петербурге? Есть ли сейчас альтернативные туристические программы, которые бы помогли российским туроператорам привлечь клиентов?

20 лет назад, когда китайский туризм только начинался, у нас сформировался «красный маршрут» – это места, связанные с Лениным и его деятельностью, Советским Союзом. Гостей из Поднебесной тогда интересовало то, что они читали в книгах в 60-70-х годах, видели в советских кинофильмах. Но людей старшего поколения всё меньше, поэтому это направление пошло на убыль. Сейчас Петербург начинают воспринимать просто как один из крупнейших городов современной России. Туры в нашу страну на китайском рынке – одни из самых дешёвых, сюда едут люди, которые хотят поехать в Европу, на Запад, но не хватает денег. Естественно, их интересует Эрмитаж, Петергоф, Царское Село, Петропавловская крепость, но такого узнавания, как раньше, совершенно нет. И к сожалению, за последние 15 лет Россия не сформировала значимых, имиджевых вещей, благодаря которым здесь хочется побывать молодому поколению. В этом плане мы очень сильно отстаём. Китайская молодёжь про нашу страну почти ничего не знает. Они не видят её в фильмах. Их больше интересует паломничество по местам съёмок «Игры престолов» или «Шерлока Холмса». Они эту современную массовую культуру впитывают как губка.

Но всё-таки китайцы как-то воспринимают нашу страну? С чем она у них ассоциируется сегодня?

Последние 3-4 года Китай называет Россию «боевая нация». Таким образом, у молодёжи формируется представление о какой-то холодной деспотичной северной стране, в которой есть, что посмотреть. Само название, которым именуют русских, может показаться не обидным, но оно произошло из популярного в 90-е годы японского аниме про битву миров. Там были разные цивилизации, и одна из них как раз называлась «боевая нация» – это большие люди с северной далёкой планеты, которые умеют воевать, но они глупы, недальновидны, не отличаются хитростью и поэтому всегда проигрывают, к тому же слишком много едят. До этого мультика такого устойчивого словосочетания в Китае не было, а после появилось – и именно в отношении России. И если говорить о людях 30-40 лет, то они, скорее, нашу страну воспринимают так: здесь живут люди, которые обладают большими ресурсами, но не знают, как их использовать, как заработать денег, но при этом они очень боевые, и, если что, начинают хамить в ответ.

Китайский туризм, однако, может приносить пользу экономике города только при должном регулировании. Для этого нужно использовать опыт других стран и самого Китая.

Беседовала Алла Бортникова / ИА «Диалог»