Что такое новая музыка? Организаторы Санкт-Петербургского международного фестиваля reMusik.org уверены, что это не просто свежие клипы в тренде youtube или топ-чартов. Это нечто авангардное и новое во всём, что окружает музыкальное произведение. Где с 21 по 25 мая можно вживую услышать мировые и российские премьеры, как встретиться с композиторами-современниками, и почему струнное трио спокойно уживается с 8-канальной записью на одной сцене — читайте в нашем гиде по reMusik.org.
Новая музыка — по нотам и импровизации
Уже сегодня в 19:00 фестиваль откроют в Концертном зале Мариинского театра ensemble für neue musik zürich (Цюрихский ансамбль новой музыки). Этот швейцарский коллектив, который исполняет исключительно современные произведения, впервые выступит в России. Секстет играет на классических для любого оркестра инструментах — это флейта, кларнета, скрипка, виолончель, фортепиано и перкуссия. На концерте прозвучат исключительно премьеры – 5 российских и одна мировая. Отметим, что для ансамбля представлять публике что-то впервые достаточно не ново. Как отметили организаторы, коллектив специализируется на сочинениях современных композиторов. Одно из произведений, которое петербуржцы услышат первыми в мире — это Blur (в переводе «пятно» или «клякса») Катарины Розенберг.
Днём позже, 22 мая, в консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова можно услышать, как композитор работал над музыкой, а ещё задать вопросы. Таких творческих встреч в рамках фестиваля будет ещё четыре. Профессионалы и любители смогут приоткрыть для себя тайну творческой кухни Владимира Тарнопольского, Рафаэля Сендо (Франция), Оскара Бьянки (Швейцария). Отдельно отметим «Диалог с Бахом» — полемику с классиком развернёт современный композитор Александр Кнайфель.
«Сегодня по-прежнему пишутся и оперы, и балеты, и симфонии, и вокальные, инструментальные сочинения. Но музыкальные и технические возможности изменились. Появилась электронная музыка, которая активно развивается. Жанры трансформируются, нет больше строгих рамок и канонов. Но отсутствие строгого регламента для музыкантов – палка о двух концах, с одной стороны – это большая свобода для творчества, с другой – ответственность», — поясняют организаторы фестиваля reMusik.org.
По их словам, коллаборация, сосуществование традиции и авангарда, объединение музыкантов разных стилей из разных стран — это одно из важных направлений фестиваля reMusik.org. Практически каждый коллектив фестиваля имеет за плечами совместный проект с художниками, театральными режиссёрами, актёрами и видеографами.
Пример этому — Ensemble for New Music Tallinn (ENMT). Объединение исполнителей не считает себя ни оркестром, ни ансамблем, это платформа для нового поколения музыкантов и слушателей. ENMT пропагандируют в среде меломанов идею иного восприятия музыки. Команда из Эстонии верит, что сочинения современных композиторов будут интересны неискушенной аудитории, и всегда старается сконструировать свою программу как единый перформанс. 23 мая на Новой сцене Александринского театра ENMT впервые в России воплотит Study for String Instrument #1 Симона Стен-Андерсена в версии для струнного трио. Продолжит концерт произведение Лиизы Хирш, и тогда инструменты уступят сцену видео и электронике. А в Pre-Composition Марка Аплбаума и вовсе получит звучание 8-канальной записи (это одновременная или последовательная запись звуковых источников на отдельные дорожки для создания общей музыкальной картины).
За день до ENMT на сцену Александринки выйдет испано-швейцарский дуэт Around the Corner. Молодые музыканты Эва-Мария Карбахер (саксофон) и Виктор Барсело (перкуссия) в чём-то пошли дальше своих коллег из Эстонии. Они сосредоточились на свободной импровизации и внедрении мультимедиа. Их экспериментальное звучание, родившееся под влиянием техно, электроники и джаза, можно послушать 22 мая.
Как звучит музыка в храме, газгольдере и мастерской скульптора
Как признают сами музыканты, пространство играет и акустически, и визуально важную роль для слушателя и исполнителя. В зависимости от состава оркестра и характера сочинения, какие-то произведения наиболее ярко воспринимаются в стенах концертных залов, другие же требуют определённого освещения, тишины. А реалии нашего времени позволяют музыкантам экспериментировать.
Свои три эксперимента с пространством и музыкой проведут и в рамках reMusik.org. Первый из них состоится 23 мая в промышленных стенах газгольдера — ныне креативное пространство «Люмьер-Холл». Здесь струнный квартет А&C (Ancient & Contemporary) исполнит мировую премьеру произведения Олега Гудачёва (Farewell, my sweet 9th floor…), и несколько сочинений, впервые сыгранных в России. Например, Substance Рафаэль Сендо и Pathos of Distance Оскара Бьянки: оба композитора — гости фестиваля. К слову, коллектив, основанный в Московской государственной консерватории, изначально специализировался как на исполнении старинной, так и новой музыки. Сегодня две скрипки, альт и виолончель воплощают в основном сочинения наших композиторов-современников.
Коллаборацию современных композиторов и скульптуры можно слушать и наблюдать 24 мая в Мастерской М. К. Аникушина. В этих творческих стенах Ансамбль солистов «Студия новой музыки» представит несколько премьер для российской публики, в том числе «Портрет девушки с томиком Павезе» Владимира Тарнопольского. Этот композитор был одним из создателей коллектива в 1993 году. Репертуар «Студии новой музыки» охватывает прошлое и нынешнее столетия, начиная от раннего русского авангарда и западного модернизма до современных сочинений. Коллектив известен также тем, что тесно сотрудничает с композиторами, а некоторые сочинения создали специально для музыкантов. Попасть на событие можно будет по билетам для входа на экспозицию, найти их можно в кассе Мастерской М. К. Аникушина. Так что концерт спокойно объединяем с осмотром экспонатов, и заодно приобщаемся к творчеству автора памятника Александру Пушкину на площади Искусств.
Завершится фестиваль тоже на необычной сцене. В субботу, 25 мая, его закроет концерт Makrokosmos Quartet в зале «Яани Кирик» — это Церковь Святого Апостола Иоанна. В действующем приходе Церкви Ингрии выступят два дуэта – пианисты и перкуссионисты. Программу откроет российская премьера произведения Вольфганга, но не Амадея Моцарта, а Рима — Schrift-Um-Schrift. Также квартет исполнит мировую новинку – «Рябь» Олега Пайбердина. Кстати, вход в кирху на концерт будет свободным, достаточно будет зарегистрироваться.
Подготовила Рената Ильясова / ИА «Диалог»