Site icon ИА «Диалог»

SKIF XXIII: как звучит авангард, и кто его сыграет на сцене Александринки

Международный фестиваль Сергея Курёхина SKIF за номером 23 представит в пятницу, 17 мая, в 19:00 на Новой сцене Александринского театра 11 коллективов и исполнителей. Слова «эксперимент», «сочетание», «авангард» — это константа в описании творчества всех музыкантов, приглашённых на сцену SKIF. «Диалог» послушал их треки, ознакомился с фактами из биографий, чтобы понять, как они добиваются прогрессивного звучания.

Создатели саундтрека ужаса «Суспирии» и музыкант-кукловод

В этом году впервые доехала до России итальянская прог-рок-группа Claudio Simonetti’s Goblin. Выступят они под руководством своего создателя-клавишника Клаудио Симонетти. В 80-е годы он стал одним из пионеров итало-диско, а известность ему принесло сотрудничество с режиссёром Дарио Ардженто. Так Симонетти стал автором саундтреков к культовым фильмам ужасов: «Суспирия» (1977), «Кроваво-красное» (1975), а также «Рассвет мертвецов» (1978) другого мастера жанра Джорджа Ромеро. Звук и саундтрек, как известно, это половина успеха любого триллера. А стиль и магия треков группы Goblin — одно из ярких подтверждений этого правила.

Ещё один представитель ветеранов авангардной сцены — это группа Blurt во главе со своим создателем Тедом Милтоном. Музыкант, кукловод, поэт собрал коллектив в далёком 1979 году, и с тех пор не сходит со сцены. Группа выступала в одно время с Joy Division и A Certain Ratio, за четыре десятка лет состав много раз менялся, люди уходили и приходили, но неизменным лидером оставался Тед Милтон. Его экзистенциальная поэзия стала основой всех треков проекта. При всей литературности текста музыканты как будто отдают дань сразу всем музыкальным стилям — то сакс звучит рвано, словно на заре эпохи джаза, то трек взвинчивает темп до рок-н-ролльного. Разгадка, возможно, в том, что Тэд Милтон рос в Африке, потом жил в Америке и затем — в Канаде, и, похоже, каждая из этих стран повлияла на его музыкальные вкусы и творчество.

Поиск свежего звучания в тишине, в гостиницах и в миксе стилей

Немецкий проект Сeeys — это практически семейное предприятие от мира музыки. Дуэт двух родных братьев Себастьяна и Даниэля Зельке играет и сочиняет, балансируя на границе между жесткой композицией и импровизацией. Их музыка минималистична. И слово минимализм тут не для красоты: музыканты действительно не боятся рисковать и дают звучать, например, только одному инструменту (фортепиано или виолончели) длительное время, как это происходит в композиции Lumen. Сeeys буквально позволяют инструменту выговорится, пока последнее эхо не утонет в тишине.

Коллега братьев-музыкантов синт-поп исполнитель Томас Азир склонен искать новый звук прямо на ходу. Свой путь на сцену он начал в деревне, где он родился, на севере Нидерландов. Поняв, что музыка — это его, Томас сначала направился в Берлин, а затем в Париж. Сценарий истории успеха провинциала сработал, и в 2014 он записал первый альбом Hylas (2014), а спустя три года второй — Rouge. Родина за «побег» его не осудила, и даже наоборот — в Голландии музыканта наградили премией Edison Award. Впрочем, помимо музыки есть у Азира ещё одна страсть — дороги. Свой последний альбом Stray (2018) он сочинил и записал где-то между Киото, Абиджаном, Парижем, Нью-Йорком, Берлином и Нидерландами. Музыкант на дорожные условия не жалуется, а даже черпает в этом вдохновение. Томас отказался от классических студий звукозаписи и создаёт треки прямо в гостиницах или съемных квартирах. Из техники ему нужен только лэптоп и usb-микрофон. Кто знает, может, путешествие в Россию вдохновит голландского музыканта на очередной альбом.

Иногда, чтобы получить что-то принципиально новое, работает способ «взболтать, но не смешивать». Литовское трио Timid Kooky, например, играет (вдохнули) экстремально-экспериментально-психодел-джаз-протопанк-стоунер-рок-многоцветно-блэк-метал (выдохнули). Эта команда стала «Лучшей молодой группой 2017 года» Литвы, а также самым многообещающим новым коллективом Балтики по итогам музыкального конкурса NOVUS. Если произвольно выбирать отрывки из одного их трека, то кажется, будто на третьей секунде слушаешь одну композицию, на 20-й другую, а 1:40 что-то совершенно иное. Настолько, что начинаешь проверять, а не переключился ли случаем плеер на другого исполнителя. Но если слушать трек целиком, то не спотыкаешься на границах множества жанров и стилей — есть своя гармония и единое настроение.

Квартет Seven Knives смешивает не сами стили, а их настроение и характерные черты. В переводе их название означает «семь ножей» — это звучит опасно и в прямом, и в переносном смысле. Но главный вопрос к команде не в том, почему на четверых у них семь ножей, а как из дерзости глэм-рока, ярости панка и романтики пост-рока они получают звучание диско? Конечно, не мелодию, под которую молодёжь 70-х танцевала в брюках клёш — скорее квартет заставляет вместе гармонично «танцевать» психоделический транс и кислотные басы электронной музыки.

Проект Low Kick Collective идёт по дороге эксперимента от самого простого, но при этом объёмного — от идеи. В каждой своей композиции они доказывают, что идеи минимализма, свободной импровизации и электронной музыки гармонично сочетаются. Коллектив из Петербурга творит в стилях экспериментального и dark джаза. Антон Рязанов, бывший участником групп «Граммъ» и Odd Man Out собрал в одном проекте саксофониста, скрипача, контрабасиста, барабанщика и электронщика, чтобы вместе  экспериментировать. И судя по тому, что слушатели улавливают в их творчестве то взрослую сентиментальность, то вызывающую детскую жёсткость — эксперимент получается интересным.

Прогрессивная музыка с географическими привязками

Если воспринимать Петербург как географический центр фестиваля SKIF, то дуэт музыкантов из Южной Кореи проделал самый длинный путь. Стихия Miyeon & Park Je Chun — импровизация, в процессе игры музыканты легко смешивают традиционные корейские ритмы, джаз и современную классическую музыку. Пианистка Миён отвечает в проекте за классическое звучание, а перкуссионист Пак Че Чун добавляет в музыку национальные элементы. Эксперименты дуэта  были тепло встречены на родине исполнителей премиями. И вот уже два десятка лет Миён и Пак Че Чун продолжают искать гармонию между вечной классикой и уникальным колоритом своей культуры.

Lau Nau или Лаура Науккаринен также несмотря на тяготение к электронной музыке не забывает о национальных корнях. Эта современная финская певица органично использует весь инструментарий акустической музыки и синтезаторного звучания. В свои композиции она любит включать народные инструменты и просто шумы. И, конечно, Лаура в духе этого фестиваля сочиняет и исполняет музыку для фильмов, театральных постановок, а также немых кинолент и звуковых инсталляций.

Но не всегда родина может задать стиль для музыканта, бывает что и исполнитель «обманывает» ментальность. Это трюк провернули музыканты из Москвы, которые назвались в честь одного из районов Берина — Marzahn, а также большую часть своих песен исполняют на несуществующем диалекте немецкого языка. Судя по рецензиям зарубежных критиков (коллектив не страдает ложной скромностью, фрагменты просто выложили у себя в социальных сетях) ударные и всевозможные перкуссионные инструменты в руках музыкантов не грохочат, а гармонично складываются в ритмичную, но при этом романтичную композицию. Их набор стилей — это сочетание пост-панка, абстрактного хип-хопа и индастриала.

Говоря о национальном для России звучании, нельзя не вспомнить такой инструмент как баян, тем более, когда его держит в руках Егор Забелов. Музыканта из Белоруссии в Петербурге заметили ещё в 2010 году, когда он получил почётную премию Сергея Курёхина в области современного искусства в составе дуэта «Gurzuf. Gurzuf», но сейчас музыкант выступает соло. Егор сочиняет и исполняет экспериментальные композиции, где сливаются воедино аккордеонный рок, авангардный джаз и нео-классика.

Другую близкую для отечественных меломанов сторону — литературность — представит на SKIF группа «Глава II». Так, в треке «В литературном кружке» флегматичный женский голос проговаривает: «Ни за что не боремся». Но очень уж часто звучит эта фраза в композиции, чтобы поверить. На сайте самого фестиваля описание этого дуэта укладывается в одну строчку: играют в стиле дарк-поп. Была ли «Глава I»? Будет ли «Глава III»? На эти вопросы своим поклонникам музыканты лаконично отвечают в социальных сетях: «Здесь и сейчас только Глава II». В группе ВКонтакте ребята о себе тоже практически ничего не рассказывают (нет даже описания), название треков очень сдержанные — «Гости», «Фаворитка», а иногда  вовсе трек выпускают без названия. «Вибрирующее немое ожидание уснувшего неона.. в огромных витринах скользят отражения теней и постепенно проступает взгляд» — такой комментарий можно прочесть под выложенной композицией.

Подготовила Рената Ильясова / ИА «Диалог»