С 20 по 24 мая можно сбежать от засилья кассовых премьер, попкорна и трейлеров на показы фестиваля «Виват, кино России!» Более 80 отечественных фильмов – от современных картин до классики – покажут в кинотеатрах Петербурга, где ещё не разучились менять болванки с лентой в аппарате. Когда и как можно погрузиться в ностальгию по советским фильмам, заново влюбиться в актёров прошлого и дать шанс современному российскому кинематографу – в гиде «Диалога».
В кино – бесплатно и без опозданий
Фестиваль пройдёт в Петербурге уже в 27-й раз. И в основном в списке площадок кинотеатры старой школы: «Родина», «Фильмофонд», «Заневский», «Дружба», «Восход», «Аврора» (Петергоф) и «Москва». Попкорн там не продают и трейлерами зрителей долго не мучают. А на фестивальные фильмы «Виват, кино России!» можно будет пройти бесплатно – но организаторы предупреждают, лучше подойти пораньше или хотя бы не опаздывать: в залах может не остаться мест. В прошлом году, например, фестиваль посетили 28 тысяч человек.
Главными темами, которые определяют программу этого года, стали: 75-летие освобождение Ленинграда от блокады, 100-летие со дня рождения Даниила Гранина и Год театра в России. Кстати, на фестивале покажут как ещё не вышедшие в прокат картины, так и ленты, которые уже побывали в кинотеатрах.
Однако на фильмы открытия и закрытия (киноленты «Сестрёнка» и «Война Анны») вход осуществляется по бесплатным билетам, которые распространяют через городские комитеты, администрации районов, вузы или общественные организации. На спецпоказе «Странников терпенья» в киноцентре «Родина» вход свободный для всех, кто успеет занять места. С внеконкурсной программой всё сложнее: вход также свободный, но на некоторых площадках – таких, например, как кинолофт «Москва» – нужно заранее (за пару часов, а лучше накануне) получить в кассе бесплатный билет. Подробности по другим кинотеатрам можно узнать по телефонам.
Война глазами детей, взрослых и современных режиссёров
Откроется фестиваль с показа картины «Сестрёнка». До 20 мая фильм успели посмотреть только продюсеры, а режиссёр и актёр Александр Галибин до сих пор дорабатывает ленту. Как и предыдущая его работа («Золотая рыбка»), эта история также раскрывает тему послевоенного детства. Главные герои – 8-летняя украинская девочка, которая осиротела в годы Великой Отечественной и нашла второй дом в башкирской деревне, и местный шестилетний мальчик, ставший ей другом. Картина экранизирует повесть «Радость нашего дома» Карима Мустая.
«История трогательная, о дружбе и детстве. Кино посвящено любви детей к отцу, к матери, и рассказывает, что такое семья. Мне всегда был интересен детский кинематограф. Но ошибка думать, что такое кино, как «Сестрёнка» кино только для детей – оно и для взрослых. Хочется, чтобы после сеанса зритель уходил с ощущением полета и счастья», – рассказал Александр Галибин.
Фильм закрытия фестиваля «Война Анны» (режиссёр Алексей Федорченко) также посвящён детскому восприятию войны и мира. Главная героиня – девочка, которая в начале оккупации успела спрятаться в камине школьного кабинета географии. Выйти Анна не может, в здании школы разместилась немецкая комендатура, и вокруг её убежища – война и опасность. Лента сейчас уже идёт в кинотеатрах, но прокат не очень широкий – всего на нескольких экранах в Петербурге.
Тема Великой Отечественной продолжится в конкурсной программе фестиваля – благодаря картинам «Спасти Ленинград», «В Кейптаунском порту», «Крик тишины» и «Солдатик». Также в основной программе примут участие фильмы «Тобол», «Юморист», «Балканский рубеж» и «Не чужие». Вне конкурса пройдёт спецпоказ картины «Странники терпения» в кинотеатре «Родина» (режиссёр Владимир Алеников).
Одна из двух лент, что наиболее близка петербуржцам географически и эмоционально – «Спасти Ленинград» (режиссёр Алексей Козлов). Несмотря на название, сюжет не берёт масштабом: действие разворачивается один день (16-17 сентября 1941 года) и происходит на барже, на которой из окружённого города эвакуируются люди. Впереди их ожидает шторм, обстрелы и потери близких.
«Почему для меня так важна картина о барже? Мой отец был в этот день рядом с такой: так получилось, что его курс сняли с судна, а посадили и повезли других. На мой взгляд, в этой картине, невероятно правдивой, естественно получилось отразить чувства людей, которые я слышала и ощущала в рассказах очевидцев. Есть факт сохранения исторической памяти, поэтому эта картина важна», – поделилась актриса Анастасия Мельникова.
К слову, «Спасти Ленинград» уже выходил на экраны в январе этого года, к годовщине снятия блокады. А ещё одна картина-конкурсант «В Кейптаунском порту» в прокат выйдет только 22 августа, и на фестивале её можно посмотреть среди первых. История, которая вдохновила режиссёра и сценариста Александра Велединского снять фильм, произошла с его отцом. По сюжету ленты, трое героев встретились однажды на Дальнем Востоке, и между ними произошла перестрелка – причём итог этой встречи был таков, что каждый из трио покинул роковое место в уверенности, что убил двух своих оппонентов. Вторая часть истории происходит уже в «наши дни» – и, кстати, разворачивается параллельно в трёх местах: в Петербурге, Крыму и Кейптауне.
«Велединский давно хотел снять эту историю. Одно время на главную роль планировалось взять Олега Янковского. Разработка затянулась, а актёр ушёл из жизни, съёмки отложили. После триумфа фильма «Географ глобус пропил» режиссёр снова вернулся к этому проекту. У команды была долгая командировка в Кейптаун, а монтаж картины занял много времени: у фильма «В Кейптаунском порту» нелинейный монтаж, и Велединский сам этим занимался», – рассказал об особенностях картины продюсер ленты Владимир Игнатьев.
Отметим, что сначала все конкурсные показы пройдут в кинолофте «Москва», а потом посетить сеансы можно будет на других площадках фестиваля. В состав жюри вошли актёры Юлия Ауг и Андрей Руденский, кинооператор Олег Лукичёв и сценарист Илья Тилькин. Председатель жюри – актёр Сергей Никоненко. Итоги фестиваля подведут 24 мая. Сравнить свои симпатии со вкусами жюри можно будет на сайте.
Караченцов, Ерёменко, Янковский – на экране и в жизни
Фестиваль «Виват, кино России!», помимо показа отечественных картин и раздачи профессиональных наград режиссёрам и актёрам, организует специальные программы, посвящённые выдающимся людям и событиям. На 2019 год выдалось несколько важных дат: 75-летие со дня освобождения Ленинграда, столетие ВГИКа, столетие со дня рождения Даниила Гранина. Свою дань памяти, а также время на экранах в рамках фестиваля, получат актёры Олег Янковский, Николай Караченцов, Николай Ерёменко-младший, режиссёры Алексей Балабанов и Василий Шукшин. Зрителям заново напомнят о творчестве такого режиссёра как Владимир Меньшов, а для кинолюбителей младшего возраста покажут несколько фильмов-сказок.
Так, на вечер памяти Николая Ерёменко – 21 мая в 19:30 – приедут режиссёры и актёры, которые вместе с ним работали: Светлана Крючкова, Тамара Сёмина, Вера Алентова, Анастасия Мельникова, Сергей Никоненко, Георгий Штиль и другие. Они поделятся воспоминаниями, историями об артисте, каким он был по ту сторону экрана.
«С Ерёменко мы познакомились в Минске, я там много снимался. Приглашал его к нам в театр, он несколько раз у нас был. Особенно ему понравился «Ревизор». Он очень любил актёров Евгения Лебедева и Кирилла Лаврова (из БДТ – ИА «Диалог») и просил показать их спектакли. Сам Ерёменко был блистательный актёр, любимец публики, романтический человек. Ему была присуща интеллигентность, которую он унаследовал от отца, тоже актёра», – рассказал актёр Георгий Штиль.
Штиль был также очень дружен с Василием Шукшиным. Он вспоминает, как тот давал деньги, на которые просил купить ему старинные книги по живописи и литературе. А потом ленинградский актёр при встрече отдавал или привозил Василию Макаровичу желаемые фолианты.
Напомним, что проход на встречи, показы и спецкпоказы свободный. Расписание встреч и сеансов в рамках специальных программ и конкурса фестиваля в ближайшее время опубликуют по ссылке.
Подготовила Рената Ильясова / ИА «Диалог»