Истории «Бессмертного полка»
09 мая 2019 | 17:23| Диалоги на улицахНа акции «Бессмертный полк» в Петербурге собрались очень разные люди. И истории у каждого из них свои, тоже разные. Сегодня все они прошли колонной по Невскому проспекту с фотографиями близких, солдат Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Во время построения колонны корреспонденту «Диалога» удалось пообщаться с некоторыми из них и послушать истории героев «полка».
Андрей, 46, работает в компьютерной компании
На одном транспаранте — мой дедушка. Он служил связистом. Не много довелось узнать о нём – больше знаю о бабушке. Она служила в блокадном Ленинграде, была шофёром, осуществляла доставку продуктов по Ладоге, по Дороге жизни. Всю блокаду работала.
Дорога жизни в стихах и фотографиях
Если бы не было этих героев, то и нас бы не было, наших детей. Нам и их тоже нужно научить. Это – своеобразная благодарность за то, что мы живы и живём под мирным небом.
Лариса Фёдоровна, 80, пенсионерка
Справа — мой отец. Он воевал в Советско-финляндской войне и на Халхин-Голе. Комиссовали его в 40-м, а в 1942 году он уже умер от туберкулёза. Потому что они, не знаю уже, на какой реке – или на финской, или на Халхин-Голе – стояли по горло в воде с приподнятыми автоматами, пока не дали команду «вперёд» или «назад». Я не знаю точно, потому что мне было тогда 4 года, мама мне рассказывала.
А второй – мой родной дядя, мамин брат, Иван Ефимович. Служил в Азово-Черноморском флоте. Он умер после войны. Пришёл – и в 1946 году умер. В войну охранял конференцию – Сталина, Черчилля и Рузвельта. Не он сам, а корабль, где он служил, охранял. Я сейчас разыскиваю всё о нём, хочу, чтобы мне написали и о дяде, и о войне. И в архивы пишу, и туда, и сюда. Хотелось бы узнать, но пока безуспешно. У меня есть дочка и внучка, я хочу, чтобы они знали о нём больше, чем я рассказываю. Поэтому и пишу везде. Вот бы и вы тоже о нём написали.
Степан Степанович, пенсионер
Это мой отец. Он воевал – видите, у него Орден Красной Звезды? Он прошёл всю войну, дошёл до Берлина. Вернулся с войны. Но, к сожалению, потом он заболел раком и умер.
Его мама умерла в 1934 году, от голода, на Украине. Говорят, голодомора не было? А она умерла в 1934 году от голода. Опухла. Они съели лошадь – я думаю сейчас, Боже мой, как это можно было — съесть лошадь? А они это сделали – но всё равно не помогло. Бабушка умерла. А потом мой дед, он пошёл траву косить – и подорвался на мине. Насмерть. Осталось семь сестёр и отец, их брат. Ему пришлось воспитывать всех. Сейчас все тоже умерли, к сожалению.
Почему я пришёл сюда сегодня? Потому что это мой отец. Потому что я люблю его, всегда любил, понимаете? Для меня он один из самых дражайших людей на земле.
Гуля Петрова, 22, исполнитель фольклорных танцев
Это не моя родственница. Я нашла её здесь, наверное, кто-то её потерял. Я жду, что, может быть, кто-то за ней вернётся. Недолго стою, минут пятнадцать.
Я приехала из Якутии, сегодня выступала здесь на празднике. Сейчас жду моих друзей. Когда не смогу больше ждать, оставлю фотографию здесь, может быть, за ней кто-то придёт. Я думаю, она кому-то нужна. Она же красивая, тут лежала, а по ней кто-то прошёл ногами, я подняла её.
«Бессмертный полк» — это важно. У нас тоже проходит эта акция. Но я сама не хотела бы быть бессмертной. Мне кажется, это немного страшно.
Беседовал Глеб Колондо / ИА «Диалог»
Больше семейных историй, а также хроника Дня Победы в Петербурге-2019 — в нашей текстовой трансляции.